Махатма. Большая душа

Российский президент Путин в разговоре с западными журналистами посетовал о современных демократических нравах: «Посмотрите, что происходит в Европе: жестокое обращение с демонстрантами, применение резиновых пуль, слезоточивого газа… Была одна надежда на ребят с Украины, но и те просто полностью себя дискредитировали, там дело идет к сплошной тирании. После смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем». Политика самого ВВП заставляет задуматься о том, что эпоха великих миротворцев подошла к концу. Увы, сегодня никого не убедишь старомодными принципами «ненасильственного сопротивления». Сегодня язык сопротивления бескомпромиссен и жесток

Related video

Ровно 100 лет назад Ганди впервые применил придуманную им "сатьяграху" (переводится как "упорство в истине") — систему практического применения принципа ненасилия. Южная Африка, 1907 г. — местная диаспора индийцев возмущена действиями властей Трансвааля (провинция ЮАР на северо-востоке страны, в то время — часть Британской империи). Полиция требует от каждого жителя явиться для снятия отпечатков пальцев. И до этого положение индийских шахтеров, торговцев, ремесленников было незавидным — их не пускали в "вагоны для белых", не выдавали лицензии на право свободно заниматься торговлей, законы затрудняли им приобретение земли.

Требование об отпечатках стало последней каплей, и люди двинулись пешим маршем на Дурбан, главный город одной из провинций. Руководителем похода стал лидер общины индийцев Мохандас Ганди, 37-летний адвокат, получивший образование в Великобритании. Когда в 1893-м Ганди прибыл работать в Трансвааль, еще по дороге в Дурбан его вытолкали из вагона поезда просто из-за национальности. Мохандас был шокирован — в Британии к индийцам относились как к равным. В Южной Африке он сначала борется с дискриминацией соотечественников как юрист, а затем как общественный деятель.

Убеждая своих земляков, что протест должен быть мирным, Ганди обращался к их религиозным воззрениям. Чувство ненависти к противнику и причинение физического либо морального ущерба считалось недопустимым. Люди ложились на рельсы перед идущим поездом и, не оказывая сопротивления полиции, отказывались разойтись. "Сатьяграха" не предусматривает такого понятия как "враг", Ганди постоянно называл своих противников оппонентами и не желал причинять им зла даже в выгоду себе или своему народу. Мировая известность пришла к Махатме (в переводе с индийского – "большая душа", так его стали называть) после одного очень характерного для него жеста. Ганди готовил новую акцию гражданского неповиновения, и в это же время неожиданно забастовали европейские служащие местных железных дорог. Начни Ганди свою кампанию, правительство оказалось бы в крайне трудном положении — оно должно было или удовлетворить требования Ганди, или ситуация в стране вышла бы из-под контроля. Махатма делает неожиданный шаг и выступает в газете с заявлением: "Мы не хотим пользоваться слабостью нашего противника. Его решение в таких условиях будет вынужденным, а не добровольным. Забастовка железнодорожников и "Сатьяграха" индийцев — далеко не одно и то же. "Сатьяграха" стремится не принудить, а убедить", — тиражирует агентство Reuters заявление Ганди. Так о нем узнал весь мир. Махатма воззвал к лучшим чувствам англичан и получил положительный ответ. Правительство Трансвааля отменило дискриминационные законы в 1914-м.

Годом позже Ганди возвращается на родину. Индийский национальный конгресс, ратующий за придание Индии статуса самоуправляемого доминиона, признал в нем духовного лидера. Махатма сменил адвокатский сюртук и туфли на традиционную одежду крестьянина — кусок домотканой материи и самодельные сандалии — и изъездил Индию из конца в конец. Первая "Сатьяграха" в Индии начинается в 1919 г. и… заканчивается полным провалом. "Ненасильственное сопротивление" вылилось в беспорядки: разбирали рельсы, резали телеграфные провода, забрасывали камнями правительственные войска. Ганди потерял контроль над ситуацией. Правительство жестоко подавило волнения и расстреляло мирную демонстрацию в Амритсаре, в которой было много женщин и детей. Ганди был потрясен и признал эту кампанию своей ошибкой. Буквально нескольких слов ему хватило, чтобы остановить волнения трехсот миллионов граждан — таков был его авторитет.

Отказавшись от массовых манифестаций, Ганди выступает с новой идеей на конференции индусов и мусульман в Дели. Он призывает к кампании "несотрудничества": не вступать в деловые отношения с англичанами, не посещать правительственные школы, уйти со всех постов, которые индийцы занимали в английской администрации, бойкотировать английские товары. Вкладывать рупии только в индийское производство, если нужно — делать ткани дома. В газетах появляется фото Махатмы, который изготавливает материю у ткацкого станка. "Несотрудничество" выявило поразительный факт — англичане правят не потому, что сильны сами по себе; их сила в том, что индийцы соглашаются сотрудничать с ними. Британская администрация Индии, несмотря на все беспокойство, исходящее от этого политического лидера, считала его союзником англичан — ведь он постоянно останавливал индийцев в их стремлении к конфронтации.

Хотя Индия обрела независимость, избежав войны с Британией, Ганди не удалось предотвратить внутренние конфликты. В августе 1946 г., когда борьба между Индийским национальным конгрессом и сторонниками отделения Пакистана достигла апогея, Ганди совершил поездку по окрестностям Калькутты. Кое-где ему удалось приостановить кровавые столкновения, но большинство мусульман готовы были умереть за идею.

Для Ганди это означало крушение его идеи индусско-мусульманского единства. По предложению вице-короля Индии лорда Маунтбэттена начались переговоры о предоставлении Индии независимости. На сессии Всеиндийского комитета Конгресса Ганди проголосовал за план Маунтбэттена о передаче власти двум независимым государствам — Индии и Пакистану. Через 2 года, когда ему было 78 лет, Ганди был застрелен фанатиком-индуистом. Умирая, он трижды произнес "О, Господи!" и жестом дал понять, что прощает убийцу.

"Я вынужден признать банкротство свое, но не принципа ненасилия, — так говорил Ганди, подводя итоги своей жизни. — Ненасилие, практиковавшееся на протяжении 30 последних лет, было ненасилием слабых. Индия не имеет опыта ненасилия сильных". Несмотря на постигшее его разочарование, Ганди на деле доказал, что любить своего врага — это не просто красивые слова, а действенный метод. "Полуголого факира", как пренебрежительно называл его в свое время самый великий из британцев Уинстон Черчилль, граждане Великобритании в опросе ВВС в 2000 г. назвали человеком тысячелетия. Ненасилие работает — доказано Ганди. Именно за это доказательство мир признателен Махатме.