Мнение: Есть ли жизнь без взятки?

Расходы чиновников поведают об их истинном лице намного лучше, чем налоговые декларации

Уже никто не удивляется, когда чиновники и политики указывают в поданных декларациях мизерные цифры, это стало традицией. В этом плане нынешняя президентская кампания – историческая уже потому, что впервые кандидаты на высший пост в государстве засветили свои доходы, хотя бы отдаленно напоминающие правду. Причем один из них умудрился в первой декларации указать сущие копейки, а вот во второй неожиданно превратился в миллионера.

На самом деле "большие" или "малые" декларации не дают нам ответа на вопрос о честности конкретного чиновника или политика. Источники как миллионных, так и копеечных доходов достаточно трудно проконтролировать. Кроме того, их можно элементарно спрятать.

Відео дня

Вспомните, как несколько недель назад именно на слишком высоких как для чиновника тратах погорел спикер ирландского парламента. Скажете, в Украине ничего подобного не может быть по определению? Чисто заморская экзотика? А я уверен: реальный мониторинг расходов чиновников и их родственников – эффективный метод борьбы. Так чего же мы ждем? Да дело в том, что даже если мы попытаемся поймать казнокрада за руку, то элементарно не сможем – необходимых законов у нас сегодня просто нет. А любая антикоррупционная кампания превратится из лозунгов в реальность только тогда, когда будет создан механизм контроля над властью.

Каким должен быть этот механизм? Какие законы его сформируют и приведут в действие? Естественно, это вопрос дискуссионный. Например, его составными элементами могут быть законопроекты, которые сегодня находятся на рассмотрении в парламенте: о финансовом контроле за доходами и расходами должностных лиц (начиная с президента и заканчивая чиновниками местной власти), конфликте интересов в работе чиновника и ужесточении наказания за легализацию преступных доходов. В двух словах: предлагается декларировать и мониторить не только доходы, но и расходы всех этих лиц. А самое главное – их родственников.

Когда вы выходите на улицу, а мимо вас на шикарном джипе проезжает глава районной администрации, у которого зарплата около 10 тысяч гривен, то возникают справедливые вопросы. Хорошо, начинаем проверять. И вдруг оказывается, что машина не его, а оформлена на невестку, да и сам он с семьей проживает в трехэтажном загородном доме, записанном на тещу-пенсионерку. А жена-домохозяйка – владелец трех сотен гектаров земли. Что касается конфликта интересов, то он налицо, когда, к примеру, бюрократ отвечает за государственные закупки, а заявку на участие в тендере подает фирма его кума-брата-свата. Угадайте, кто выиграет такой тендер?

Хотя стоп! Наивно считать, что против такого метастазного явления, как коррупция, можно бороться одними только законами и механизмами.

Мы почему-то свято уверены, что взятки и откаты – дело исключительно политиков и бюрократов. А знаете ли вы, что уже примерно 70–80% украинцев – носители коррупционного сознания? Оглянитесь: коррупция не прячется где-то по высоким кабинетам, а давно спустилась на повседневный уровень. Более того, если людям задать вопрос "Хотели бы вы изменить правило "ты – мне, я – тебе", большинство твердо ответит: "Нет, по-другому мы не хотим". С такой позицией любые крестовые походы против взяточников и казнокрадов обречены на поражение. Как можно бороться с коррупцией, если общество этого не хочет?

Но рано или поздно придется. И начинать, я уверен, нужно с мониторинга доходов и расходов должностных лиц и их родственников. Ведь именно представители власти задают правила повседневного поведения для миллионов украинцев. А говорить про какие-либо подвижки мы сможем только тогда, когда этот интерес – изгнание коррупционных отношений из нашей жизни – будет встречным.

Сергей Власенко,народный депутат, постоянный представитель ГНАУ в Верховной Раде