Тень Чернобыля

6 лет работы и $5 млн. – столько понадобилось, чтобы компьютерная игра S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, разработанная в Украине, стала бестселлером в Европе и даже в далекой Австралии. В создании игры участвовало более двухсот человек, в числе которых – ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС

Related video

В 2006 г. ЧАЭС (а вернее, то, что от нее осталось) опять рванула. Последствия второй катастрофы затмили события двадцатилетней давности. Действие игры разворачивается в зоне отчуждения. Главный герой, бесстрашный малый, именуемый сталкером (как герой повести братьев Стругацких "Пикник на обочине") рыщет в поисках ценных артефактов — предметов с аномальными физическими свойствами. Бродит по брошенной Припяти, в Чернобыле, и даже проникает внутрь саркофага ЧАЭС… Таков вкратце сюжет игрового бестселлера в жанре шутер (от англ. shoot — стрелять).

Шесть лет ожидания
Ажиотаж вокруг "Сталкера" возник еще в 2001 г., когда украинская компания GSC World Game анонсировала создание высококлассной игры, действие которой разворачивается не в привычных для геймеров Вьетнаме или фашистском тылу, а в радиоактивной Чернобыльской зоне. Выход игры был запланирован на 2003-й, однако неоднократно откладывался. Поступила в продажу она совсем недавно — 23 марта 2007 г.

Олег Яворский, PR-директор GSC World Game, признает: шесть лет для создания одной игры — большой срок. Впрочем, и в США, где высококачественные игры для ПК выпускаются каждые 3-4 месяца, на реализацию таких мощных проектов уходит не менее пяти лет.

— Делать одну игру на протяжении шести лет тяжело морально. Кроме того, перегоревшая от ожидания публика начала возмущаться, мол, где же давно обещанный S.T.A.L.K.E. R., — говорит он. — К сожалению, процесс создания игры затянулся. Приходилось много экспериментировать, кое-что переделывать. Но в результате в ней появилось много такого, чего раньше никто не делал.

Алгоритм создания гейма

Трендовый Чернобыль
Катастрофа на ЧАЭС вызывает повышенный интерес. Отсюда и сюжет игры, рассчитанной на успех во всем мире.

Впрочем, украинских геймеров S.T.A.L.K.E.R. интересует ничуть не меньше. В кои-то веки сюжет близок каждому из них: персонажей кличут не Джонами или Полами, а Серегами или Петровичами. Они пьют водку и вместо "oh, shit!" говорят "черт подери!"

— Сюжеты на "местном материале" всегда привлекают внимание игроков. По этой причине кто-то из наших умельцев создал для игры Counter Strike особую зону — станцию метро "Майдан Незалежности". Играть в ней не слишком удобно, но патч стал очень популярным, — рассказывает г-н Яворский.

Фантастический антураж создатели игры позаимствовали из повести братьев Стругацких "Пикник на обочине": собственно, идею Зоны, сталкеров (добытчиков, охотников), аномалии, выявить которые возможно с помощью брошенного болта. Больше того: чернобыльской темы в игре могло не быть вовсе — идея скрестить Зону, выдуманную фантастами, с Чернобыльской зоной отчуждения возникла случайно.

— В какой-то момент нас осенило: в ста километрах от нас Чернобыль! Почему бы не воссоздать его в "Сталкере"! — вспоминает Олег Яворский.

Идею разработчики подкрепили экспедицией в Припять, откуда привезли сотни фотографий, которые затем использовали в оформлении игровой зоны.

— Присмотритесь: грязно-коричневые панели на стенах, блеклая плитка на полу, — Олег указывает на экран компьютера, — игровая зона на 60% соответствует реально существующей территории!

Центральная площадь Припяти, сельские домишки, панельные пятиэтажки, бетонные заборы, остовы "Запорожцев" — копии настоящих объектов. С особой гордостью разработчики демонстрируют виртуальные блоки Чернобыльской АЭС: мельчайшие детали — вплоть до болтов — добросовестно ими клонированы. Игровые персонажи изъясняются на русском, но существуют английская, француз­ская, немецкая, испанская и итальянска версии игры, где главные герои говорят с утрированным русским акцентом. Как заверили Фокус разработчики, к выпуску готовится и украиноязычная версия "Сталкера".

Невиртуальная реальность
На протяжении двух последних лет S.T.A.L.K.E.R. удерживал первое место в списке самых ожидаемых игр СНГ и находился в первой аналогичной европейской десятке. Наконец, игра увидела свет. Ее успех очевиден: за короткий срок в Интернете создано уже более 50 фан-сайтов, посвященных игре. Из-за перегрузки сервера на официальном сайте "Сталкера" пришлось отключить форум — за один из дней его посетили 110 тыс. человек. Авторитетный немецкий журнал о компьютерных играх GameStar удостоил игру наивысшей оценки (которую за всю свою историю давал трем проектам). Лишь в Украине S.T.A.L.K.E.R. вышел 50-тысячным тиражом. Разработчики отмечают: если бы у нас не процветало пиратство, тираж был бы удвоен.

— Сейчас мы обладаем полновесным брендом. Можно делать с ним, что угодно, — говорит PR-директор GSC World Game. — Уже готовится, к примеру, игра S.T.A.L.K.E.R. для мобильных телефонов, есть предложение делать настольную игру, выходит серия романов о мире Зоны.

По мнению разработчиков, популярная игра способна привлечь внимание к реальной, а вовсе не виртуальной проблеме — мало-помалу разваливающемуся саркофагу, который прикрывает аварийный энергоблок.

— Мы показали худший вариант того, что может произойти, если колпак над ЧАЭС разрушится и вся радиоактивная пыль вырвется наружу, — подчеркивает г-н Яворский.

Сергей Галенкин
Редактор журнала Gameplay
S.T.A.L.K.E.R., наверное, лучшая из украинских компьютерных игр. Наш журнал дал ей оценку 4,5 по пятибальной системе (у игры есть недоработки, но для Восточной Европы это типично).
Нельзя сказать, что "Сталкер" – прорыв в мире компьютерных игр. По частям то, что есть в "Сталкере", уже появлялось: и симуляция жизни, и умные противники, и постсоветский ужас. Но сведено воедино это впервые. Для украинской индустрии "Сталкер" – важнейшая веха со времен выхода "В тылу врага". Для мировой – проект ААА-класса, что уже подтверждено его продажами.
Эта игра действительно может увеличить поток туристов в Чернобыль. В истории бывали случаи, когда игры имели подобный эффект. К примеру, многие считают, что интерес к стритрейсингу в СНГ подогрела серия игр Need for Speed. Еще пример: недавно вышла игра Test Drive Unlimited, действие которой происходит на одном из островов Гавайского архипелага. Администрация столицы поддерживала разработчиков, полагая, что это привлечет туристов. Есть ли результат – пока неизвестно.

Локальный Апокалипсис, случившийся по вине прежних специалистов ЧАЭС, продолжает волновать и нынешнее руководство станции. Ее генеральный директор Игорь Грамоткин приезжал в офис GSC World Game, смотрел игру и, как уверяют работники компании, даже помог создателям S.T.A.L.K.E.R. некоторой информацией об объекте.

— Он был очень впечатлен игрой: говорил, двадцать лет работал на ЧАЭС, но впервые увидел столь детальную ее копию на экране компьютера: можно "облететь", рассмотреть детали. Поразительно! — вспоминает Олег Яворский.

Говорят, сотрудники ЧАЭС демон­стрировали игру на встрече (вернее, после встречи) с представителями Европейского банка реконструкции и развития в Париже, и она вызвала неподдельный интерес у банкиров.

Привлечет ли S.T.A.L.K.E.R. внимание к чернобыльскому саркофагу широкой общественности? Это вопрос. А вот любопытство туристов подстегнуть может. Впрочем, Марина Полякова, сотрудник агенства "Чернобыльинтеринформ", уверяет, что поездки в Чернобыль — удовольствие не из дешевых. Однодневный тур в зону отчуждения туристу обойдется минимум в $85.

— Все же, в скором времени будет целесообразно разместить на сайте S.T.A.L.K.E.R. рекламу туристической компании, которая организовывает экскурсии в зону отчуждения, — улыбается Яворский. — И это только начало.