The (ЗЕ) импичмент по-американски. Как в США увольняют президентов

Импичмент Эндрю Джонсона. Для отстранения 17-го президента США не хватило одного голоса
Импичмент Эндрю Джонсона. Для отстранения 17-го президента США не хватило одного голоса

До Трампа за всю историю США импичмент угрожал лишь трем американским президентам. Никого из них в результате этой процедуры от должности не отстранили. Зато один, чтобы избежать позорного увольнения, подал в отставку. По собственному желанию

Related video

"Король Энди" и его дитя генерал Улисс Грант

Первому испытать на себе "прелести" процедуры импичмента нижней палаты Конгресса довелось 17-му президенту США Эндрю Джонсону, избранному после трагической смерти Авраама Линкольна, погибшего от руки убийцы. В то время в стране все еще продолжалась гражданская война, Джонсон был полон решимости. Он хотел мирно интегрировать южные штаты в состав США, применив амнистию ко всем конфедеративным чиновникам, кроме их лидеров, а также вернуть арестованные земли южан их прежним владельцам. Эти шаги, как и многие другие, очень не нравились радикально настроенным сенаторам и конгрессменам. Между ними и президентом возникли серьезные разногласия.

Первая стычка произошла 4 декабря 1865 года, когда в сенат благодаря решению Джонсона вернулись 11 сенаторов от южных штатов — вчерашних сепаратистов, до того отделившихся от Америки и развязавших гражданскую войну. В глазах республиканцев позиция президента, амнистировавшего сепаратистов, была предательством.

На этом претензии к Джонсону не кончились. Новый президент не упускал случая наложить вето на любое решение конгрессменов. Например, в феврале 1866 года он ветировал Закон о Бюро Вольных Людей, разрешавший распределять земли среди темнокожих, создавать для них школы и защищать в судах. Президент решил, что этот закон неконституционный и очень затратный для бюджета. Преодолеть вето в Конгрессе не смогли, после чего началась грызня. В ярости Джонсон заявил на всю страну, что на севере США живут предатели. А когда его попросили назвать имена, он в сердцах составил список всей верхушки Республиканской партии в Конгрессе. "Да что он себе позволяет!" — возмущались республиканцы.

Дошло до того, что Эндрю Джонсона они окрестили Королем Энди, намекая на узурпацию им власти, и принялись открыто враждовать с демократическим "монархом".

Все последующие события напоминали игру "кто кого". В марте 1866-го Конгресс принял новый закон о гражданских правах, наделивший бывших рабов американским гражданством со всеми юридическими и коммерческими правами. Казалось бы, демократ Джонсон, продолжавший политику Линкольна, должен был подписать его без вопросов. Но нет — снова вето! Король Энди аргументировал это тем, что темнокожие по данному закону будут иметь преимущества перед белыми.

Fullscreen

"Король Энди". Карикатура Томаса Наста

В итоге республиканцы решили "дожать" принятие документа, впервые в истории страны преодолев президентское вето большинством — двумя третьими численности Конгресса.

Таких примеров было множество. В скором времени стало понятно, что игра "кто кого" будет продолжаться до тех пор, пока Король Энди не уйдет со своего поста. Но как это сделать, если добровольно уходить в отставку президент не хочет?

Удобный случай представился в августе 1867-го, когда военный министр США Эдвин Стэнтон напомнил Джонсону, что южные военные губернаторы подчиняются Конгрессу, а не ему лично. В ответ на дерзость Джонсон без промедления уволил Стэнтона, а на должность министра пригласил своего доброго знакомого — генерала Улисса Гранта. Эта выходка главы государства настолько взбесила Стэнтона, что он приказал возвести баррикаду вокруг здания военного министерства, где держал оборону, не допуская Гранта в свой кабинет.

Незадолго до конфликта в силу вступил закон о пребывании на государственной службе, согласно которому президент не имел права увольнять чиновников без согласия сената. Последний встал на сторону Стэнтона, после чего Джонсон обратился в Верховный суд с требованием проверить конституционность закона. К конфликту подключился Конгресс.

В конце концов палата представителей начала следствие по процедуре первого в истории США импичмента президента. Главу государства обвинили в нарушении законов "О командовании армией" и "О пребывании на государственной должности". Но самое главное — в подрыве авторитета Конгресса и его публичных унижениях перед общественностью. Всего 11 пунктов обвинения.

Причем самоуверенного Джонсона почти удалось уволить. Обсуждая в кулуарах подробности дела, сенаторы обнаружили, что 35 из них считают президента виновным, 19 — нет. Лишь один молодой сенатор Эдмонд Росс никак не мог определиться с мнением. Именно его голос стал решающим. Пообещав поддержать большинство, Росс в конце концов неожиданно произнес в зале: "Не виновен", чем поверг сенаторов в шок. Но Король Энди этого не услышит — он проигнорировал все заседания, подчеркнуто демонстрируя пренебрежение к сенату.

Джонсон оставался президентом США еще девять месяцев, попытался избраться на следующий срок, но проиграл выборы Улиссу Гранту — тому самому генералу, которого пытался назначить с нарушением закона.

Fullscreen

"Хитрый Член". Обложка книги о президенте Ричарде Никсоне. Авторы Роджер Стоун, Майк Колапьетро. Изд-во Skyhorse

"Плохой парень" — хорошо. "Хитрый член" — плохо!

"Уважаемый господин секретарь, покидаю пост президента Соединенных Штатов. Искренне ваш Ричард Никсон", — заявление по собственному желанию от 37-го президента США Ричарда Никсона датировано 9 августа 1974 года. У него не было выхода: опозоренный и презираемый всеми и каждым, Никсон понимал, что суд по импичменту он ни за что не выиграет.

А ведь еще два года назад восторженные избиратели готовы были носить его на руках, без колебаний избрав на второй срок. Никсон поставил рекорд популярности и поддержки во время выборов: в 1972 году за него проголосовали 48 штатов.

Он умело заигрывал с людьми, заслужив репутацию своего в доску "плохого парня". Его репутации мог бы позавидовать Дональд Трамп, а всенародной любви — Владимир Зеленский. Да и как его не любить? Обещал вывести вой­ска из Вьетнама — вывел. Отношения с Китаем и СССР наладил. А еще хиппи недолюбливает и хозяйственник хороший.

Но что произошло за эти два года? Как из "плохого парня" он превратился в Трики Дика, а попросту — в Хитрого Члена, как унизительно называли Никсона обыватели и пресса.

Оказалось, что у Никсона была большая страсть — прослушивать конкурентов. В июне 1972-го пятеро засланных казачков (четверо из которых — кубинцы) пробрались в штаб-квартиру Демократической партии, где сейчас располагается отель Уотергейт, и установили прослушку. При этом по-детски нелепо накосячили: наклеили на дверь кусочек скотча, чтобы та не закрылась, а отклеить забыли. Вскоре это заметил сторож, вызвавший полицию. Задержали их быстро, осудив в итоге на длительные сроки. Казалось, конец истории, но нет!

Параллельно с официальным следствием двое репортеров из "Вашингтон Пост" — Бернстайн и Вудворт — занялись собственным расследованием, в результате которого обнаружили, что задержанные — не какие-то шпионы-дилетанты, а матерые цээрушники, подчиняющиеся офицеру Говарду Ханту. А чуть позже некий тайный агент ФБР с неприличным прозвищем Глубокая Глотка стал сливать журналистам информацию из Белого дома, раскрывавшую детали скандала (в 2005-м стало известно, что это был замдиректора ФБР Марк Фелт).

Fullscreen

Отель Уотергейт. Отсюда начался крах карьеры президента Ричарда Никсона

В результате дело незадачливых шпионов решили пересмотреть. Для этого сенат утвердил независимого спецпрокурора Арчибальда Кокса, который не подчинялся генеральному прокурору и министру юстиции. Следователи потянули за ниточку — клубок стал распутываться. Выяснилось, что к этому делу каким-то образом причастен сам президент. Но Никсон — тот еще манипулятор. Он так умело обходил острые углы и прикидывался невинным агнцем, что люди готовы были поверить: против горячо любимого президента плетут интриги и создают заговор. Но когда дело дошло до суда, один из свидетелей между прочим заметил, что все разговоры в резиденции вице-президента Спиро Агню тоже прослушиваются. А резиденция — вот она, в двух шагах от здания Верховного суда. "Так какие проблемы? Давайте возьмем эти пленки и послушаем!" — решил судья.

Никсон плакал. В буквальном смысле рыдал на камеры репортеров, умоляя пощадить его личное пространство. Бил на то, что в этих записях зафиксированы дружеские беседы президента с близкими людьми, в том числе очень интимная информация о его личной жизни. Но американцы лишь запаслись поп-корном, замерев в ожидании.

Когда расшифровку разговоров президента обнародовали в СМИ, люди ужаснулись. Они ожидали услышать что-то пикантное об интрижках президента на стороне, но узнали много интересного о его истинной любви к ним самим. В разговорах с подчиненными и приятелями Ричард Никсон без стеснения называл свой народ быдлом, сравнивая его с проституткой, готовой поверить любым обещаниям. Он утверждал, что политическая элита США продажна, а система государства США ничтожна. А еще цинично рассуждал о деньгах, власти и методах собственного обогащения.

Говорят, что рано или поздно все тайное становится явным. В случае с Никсоном тайное всплыло внезапно, открыв глаза миллионам американцев на то, какую змею они пригрели на своей груди. Никсон вяло оправдывался, что он не мошенник, но пресса размазывала его на страницах газет, а всенародная любовь превратилась в лютую ненависть к президенту-лицемеру. Понимая, что во время процедуры импичмента всплывут новые позорные факты, Хитрый Дик не стал дожидаться ее окончания и подал в отставку добровольно. Его место временно занял вице-президент Джеральд Форд, вскоре подписавший Ричарду Никсону помилование и даже вернувший злополучные пленки.

Платье Моники

Билл Клинтон запомнился американцам как любитель оральных ласк в Овальном кабинете, причем не с собственной женой. Однако процедуру импичмента в его отношении запустили вовсе не из-за этого.

Все началось с небольшой желтой статейки в Drudge Report, сообщавшей об интимной связи президента США с 21-летней стажеркой Моникой Левински. Речь шла о том, что девушка, на которую положил глаз Клинтон, работает в аппарате Белого дома с секретными документами и имеет доступ к шифрованным компьютерам. При этом она чертовски болтлива, так как ей хватило ума поделиться с подружкой личным секретом о своих приключениях с самим президентом. А может, лжет?

Fullscreen

Человек раздора. Генерал Улисс Грант, из-за которого 17-й президент США едва не поплатился местом

Конечно, лжет, решило большинство американцев, не приняв публикацию всерьез, дескать, это очередная "заказуха" политических оппонентов. Но в Drudge Report не успокоились и вскоре написали, что располагают письменными показаниями Левински. Более того, копиями записей телефонных разговоров. Словом, нравится вам это или нет, но факт орального секса имел место!

Началось разбирательство. Моника Левински, скромно потупив глазки, призналась, что да, прихвастнула. Никакого секса не было, и вся эта история с интимом — лишь девичьи грезы. Но не тут-то было. Вскоре вышла статья, в которой утверждалось, что Моника Левински лгала под присягой, указывая на отсутствие интимной связи с президентом, а давили на нее Билл Клинтон и его друг Вернон Джордан.

Тут уж засуетился и Клинтон. "Я хотел бы сказать американскому народу одну вещь, — обратился он с заявлением к гражданам США. — Мне бы хотелось, чтобы вы меня послушали. Повторять я не буду. У меня не было сексуальных отношений с этой женщиной, мисс Левински. Я никогда не приказывал никому лгать, ни единого раза, никогда. Эти обвинения лживы. А мне пора возвращаться к работе на благо американского народа. Спасибо". Остается лишь догадываться, о чем говорил Билл дома с женой, но Хиллари встала на сторону мужа, подтвердив, что ее благоверный не такой, а все это слухи, сплетни и заговор правых.

Подвела Левински ее подруга Линда Трипп, которая также работала в Белом доме и Пентагоне. Она передала записи своих разговоров независимому прокурору Кеннету Старру. Клинтон не ошибся. Болтушка Левински — о ужас! — действительно рассказала о сексе с ним в телефонном разговоре. Но Моника отказалась комментировать данную информацию. Она сообщила, что даст показания лишь в том случае, если ей обеспечат неприкосновенность, которую в итоге получила. Новая правда Моники противоречила той, которую она давала под присягой.

Говорят, что у каждой женщины должно быть маленькое черное платье. У Моники было синее. То самое, памятное, в котором ее заприметил и полюбил президент. Выяснилось, что Левински его даже не постирала после того романтического приключения. "А вдруг понадобится", — посоветовала тогда Линда Трипп. И да — понадобилось! Эксперты обнаружили на ткани следы спермы, а ДНК-тест указал, что принадлежит она Биллу Клинтону.

Fullscreen

Счастливы вместе. Билл Клинтон и Моника Левински

17 августа 1998 года он давал невнятные показания в суде, которые пресса со смехом разобрала на цитаты: "Это зависит от того, какой смысл вкладывать в слово "есть". Если "есть" означает "есть и никогда не было", то это одно. Если же это значит "нет", то это было совершенно правдивое заявление".

Уже вечером Клинтон сообщил согражданам, что лгал, когда говорил, что у него не было контактов с Моникой Левински. Он все признал, но продолжал оправдываться. Утверждал, что искренне считал, будто оральный секс не попадает под определение "сексуальные отношения". Это же вообще разные вещи! Как ни странно, суд согласился с таким доводом, обвинение с Клинтона сняли, а многие американцы веселились и шутили, что оральный секс не измена, даже суд будет на вашей стороне.

Одному только Клинтону было не до смеха. Собрав достаточно материалов, 19 декабря 1998 года палата представителей проголосовала за импичмент Биллу Клинтону. Но не за оральный секс с молоденькой стажеркой, а по обвинению в лжесвидетельстве и препятствовании правосудию.

Дело отправили в сенат на рассмотрение. Дебаты начались 7 января 1999 года. Председательствовал верховный судья Уильям Ренквист. Адвокатом Клинтона была Шерил Миллс, которая ранее и по сей день представляет интересы Хиллари Клинтон. Свидетелей не вызывали. Голосовали по нескольким пунктам обвинения. 50 сенаторов считали Клинтона виновным в препятствовании правосудию, а 45 — в лже­свидетельстве. Однако отставка требует 67 обвинительных голосов из 100 хотя бы по одному пункту. Одним словом, 42-й президент США отделался легким испугом. Но процесс стоил ему репутации.

***

Сегодня мы видим начало четвертой процедуры импичмента президенту США Дональду Трампу. Скорее всего, в отставку его не отправят. Но именно он войдет в историю как первый республиканец, попавший под процедуру импичмента, ведь остальные трое были демократами.