Пестрый край. Винницкая область: между Польшей, Литвой и Украиной

Если позаботиться заранее, то вы еще успеете на фестиваль оперного искусства 4-9 июня в Тульчине. А мы расскажем, что еще можно посмотреть за два-три дня в области, где правили молдавские господари и турецкие султаны, литовские воеводы и польские шляхтичи. От них осталось немного, но это стоит увидеть, чтобы осознать, насколько пестро представлена история Украины

Related video


Маршрут на юге Винницкой области можно освоить с комфортом, так как расстояния между городками и селами небольшие. Из Немирова, районного центра в 50 км к югу от Винницы, до села Печера — около 20 км по трассе Р36, на которые вы потратите чуть больше получаса. По той же трассе едем из Печеры до Мурафы — расстояние между селами 53 км, или 1:10 часа езды, от села Джурин нужно свернуть с трассы вправо. От Мурафы до Шаргорода по дороге Т0230 — и вовсе около 20 минут езды, или 16 км. Единственный крюк на юг придется сделать, если вы хотите проехаться до Тульчина — до него из Немирова около 40 км, на дорогу в оба конца вы потратите полтора часа.

Fullscreen

"Красо України, Подолля! Розкинулось мило, недбало! Здається, що зроду недоля, що горе тебе не знавало!" — писала поэтесса Леся Украинка. Один из чарующих уголков Подолья — Виннитчина, которой есть что показать и кроме областного центра с его "поющими" фонтанами. В маленьких городках и селах на юге области можно увидеть, что Подолье — это край уютный, дремотный и при этом пестрый. Ведь на протяжении веков на Виннитчине жили представители нескольких народов, которые взаимно влияли друг на друга и оставили свой след, каким бы неприметным он ни был.

Несчастливая княгиня

Немиров известен прежде всего крепкими спиртными напитками, изготовление которых в этом городе датируется по меньшей мере 1752 годом. Менее известно то, что завод, на котором производят знаменитую водку, в 1872 году заложила княгиня Мария Щербатова, наследница польского шляхетского рода Потоцких, которые владели городом. Княгине принадлежал и дворец, ныне одна из архитектурных жемчужин Немирова. С ним связана легенда о том, что гадалка предсказала княгине смерть, когда она окончит строительство дворца. Поэтому его возводили долгие 26 лет, с 1894-го по 1920-й. Завершения строительных работ Мария Щербатова так и не увидела: княгиню, ее родственниц и подругу расстреляли пьяные красноармейцы, которые вошли в город в январе 1920 года.

История дворца более удачна, чем судьба несчастной княгини. В советское время он использовался как санаторий — так продолжается и ныне. Здание хорошо сохранилось, и туристы могут погулять вокруг и полюбоваться внутренней отделкой.

Дворцовый комплекс очень красив — в стиле неоклассицизма, на манер английских, автор проекта — чешский архитектор Иржи Стибрал. Вы увидите и изящную колоннаду, и скульптуры спящих львов перед входом, высеченнные из каррарского мрамора. Особенно ценно, что внутри сохранились оригинальная планировка и декор интерьеров. Вокруг дворца разбит обширный дендропарк, где растут, в частности, "деревья любви", которые, по местной легенде, укрепляют чувства молодоженов.

Один из чарующих уголков Подолья — Виннитчина, которой есть что показать и кроме областного центра с его "поющими" фонтанами

Кроме того, в Немирове будет интересно посмотреть на паровую мельницу-электростанцию, которая находится при въезде в город. Она построена в 1905 году чехами и представляет собой образец индустриального модернизма, что редко можно встретить в нашей стране.

Самая же древняя памятка города — это Немировское городище возле села Сажки, место, где жили люди в VII–VI вв. до н. э. В народе его называют скифским, однако это было более раннее поселение, от которого остались валы и рвы высотой 6–8 м. По предположению археологов, их изначальная высота достигала 30 м.

Усыпальница авторства Городецкого

В живописное село Печера на правом берегу Южного Буга стоит ехать за потрясающими видами на реку и историческими сокровищами. Сейчас в этом населенном пункте чуть больше тысячи человек, но в XVII веке он был столицей — так постановил молдавский господарь Георге Дука, который построил там резиденцию. Этот дворец не сохранился, камни из него разобрали на фундамент для церквей. Одну из них можно увидеть и сейчас, это деревянная церковь Рождества Богородицы, которая стоит на крутом берегу реки. Отсюда открывается великолепный вид на бурный водный поток с валунами и порогами, где любят активно отдыхать рафтеры.

Еще один объект, за которым стоит ехать в село Печеру, — это усыпальница рода Потоцких. Уникальность ее в том, что строение спроектировал Владислав Городецкий, архитектор, известный по знаковым киевским зданиям — костелу Святого Николая, Дому с химерами и Караимской кенассе. Между тем Городецкий тоже происходил из рода польских шляхтичей и родился в селе Шолудьки Немировского района, в непосредственной близости от Печеры.

В архитектуре усыпальницы узнается фирменный "почерк" Городецкого — богато декорированный романский стиль с колоннами и резными арками. В усыпальнице погребены многие представители рода Потоцких, но в советское время она была разграблена, а в здании размещался кинотеатр. Но сейчас местная община католиков использует строение как костел. Усыпальница — единственное здание, сохранившееся от дворцового комплекса, ее окружает парк, который заложил еще молдавский господарь.

В режиме пограничья

Дремотное село Мурафа, раскинувшееся по берегам сразу двух рек, Клекотины и Мурафы, в прежние времена было пограничным населенным пунктом. Первое упоминание о нем датируется 1432 годом, когда польские и литовские воеводы сошлись в битве под Копистенем за территорию. В итоге правый берег Мурафы отошел Польше, и там было введено польское право, а левый — литовскому княжеству. А посреди реки стояли железные пограничные столпы с гербами двух государств, и уклад жизни по оба берега различался. В XVII веке городок Мурафа стал одним из плацдармов в борьбе между польскими коронными войсками и казаками Богдана Хмельницкого. В дальнейшем Мурафа принадлежала разным польским родам, в том числе Потоцким.

Fullscreen

Оборонная синагога в Шаргороде пережила несколько штурмов

От тех времен в селе остался лишь величественный храм, который изначально строился как доминиканский монастырь и был перестроен Йоахимом Каролем Потоцким. По завещанию он похоронен под порогом храма. Сейчас в этом здании — чудесном образце стиля позднего барокко — действующий храм. Церковь в Мурафе использовалась по назначению и в советское время, что бывало редко. Ее лишь ненадолго закрывали в 1930-е годы. Сохранилась в храме и главная святыня — чудотворная икона Божьей Матери Мурафской, которую можно увидеть в главном алтаре.

Исчезающая история

Шаргород называют неприветливым, хмурым и разваливающимся городом. Однако его стоит посетить, так как в этом месте сохранились свидетельства исчезающей истории, той, о которой не говорят и делают вид, что ее вовсе не было. Дело в том, что практически с момента основания в 1579 году Шаргород был еврейским городком — на идише это называется штетл. Еврейская община города была многочисленной и составляла до 80% населения. Она пережила несколько волн погромов: во времена Богдана Хмельницкого и при Директории, уже в 1910-е годы. Сейчас от когда-то большого сообщества осталось мало людей и разрушающиеся дома в центре города. Самым выдающимся памятником еврейской жизни в Шаргороде является оборонная синагога — красивое здание в ренессансном стиле, построенное в 1589 году. Это вторая в списке сохранившихся в Украине старинных синагог после здания в Сатанове на Тернопольщине.

В советское время шаргородскую синагогу отдали сокоморсовому заводу и использовали как цех, а ныне ее передали еврейской общине, но здание разрушается. В таком же плачевном состоянии находятся и жилые дома еврейской общины, хотя они весьма примечательны в архитектурном плане. Отличительная их черта — галереи, которые опоясывают даже одноэтажный дом. Строили также и двухэтажные жилые дома, и почти "средиземноморские" здания с глухим фасадом, выходящим на улицу.

На самом деле в Шаргороде "встречаются" три ветви истории: еврейская, польская и украинская. О польском периоде свидетельствует храм Флориана Шарого — в него стоит зайти, так как внутри сохранилась прекрасная потолочная и купольная роспись конца XIX века. А напротив костела расположен Свято-Николаевский православный мужской монастырь с собором в стиле классицизма.

Fullscreen