Полтавский айсберг. Опошня, Лубны и Пирятин — затерянный модерн Украины

.
.

Полтавщина обычно ассоциируется с гоголевскими варениками, вечерницами и ярмарками. Однако этот край может рассказать нам и менее растиражированные, но очень интересные истории

Related video


Вариант №1. Если вы едете на Полтавщину из Киева, то удобнее начинать маршрут с Пирятина и Лохвицы, между которыми 60 км, или чуть больше часа езды, а затем направляться в Лубны. Переезды будут недолгими, так как между Пирятином и Лубнами — 47 км по трассе М03, около 40 мин. езды. Из Лубен на восток по Р42 до Миргорода 54 км, или около часа пути. Конечной точкой пути станет село Опошня, расстояние до которого из Миргорода — около 80 км, или больше часа езды.

Вариант №2. Выезжая в путешествие из Харькова или южных регионов Украины, стоит начать с Опошни и Миргорода и продвигаться на север Полтавской области — к Лубнам, Пирятину и Лохвице.

Fullscreen

Один из основополагающих факторов, объединяющих народ, — общий язык. Именно среднеподнепровские говоры Полтавщины и южной Киевщины легли в основу украинского литературного языка. В Полтаве жил Иван Котляревский, автор поэмы "Энеида", первого художественного образца украинского языка. Другой архетипический образ Полтавщины, описывающий украинство, принадлежит кулинарной сфере. Это знаменитая полтавская галушка, памятник которой расположен в областном центре. А к увековечиванию галушки приложил перо именно Котляревский, написав, в частности, в своей поэме: "Там з салом галушки лигали". Чтобы увидеть именно такую Украину — радостную, искрящуюся весельем и цветом, — стоит отправиться по городам Полтавщины и окунуться в их историческое прошлое.

Затерянный модерн

Котляревский и галушки — известная, видимая часть огромного культурного "айсберга" Полтавщины, где можно обнаружить множество скрытых сокровищ. Одно из них — это школы, которые строились сто лет назад в Лохвицком земстве, сейчас это, в частности, территория Лохвицкого, Чернухинского, Пирятинского и Лубенского районов Полтавщины. Из порядка 60 школ многие разрушаются, находятся в плачевном состоянии, хотя являются уникальным свидетельством нашего аутентичного архитектурного стиля — украинского модерна, который развивался в первые десятилетия XX века.

Человеком, разработавшим проекты школ Полтавщины, был Афанасий Сластион. "Я человек узкий, подвержен только двум страстям — любви к извечной тайне красоты, нежности и многоплановости Родины-природы, включая сюда и все живое, в том числе, конечно, и человека. И сумасшедшей, безграничной преданности труду, работе", — так передавала слова Афанасия Сластиона о самом себе уроженка Миргорода Ефросиния Соколовская, дочь его коллеги. Он был художником, педагогом, историком и этнографом. Многие годы жил в Миргороде, преподавал в местной школе художеств и основал в городе краеведческий музей. Сластион собрал большую, ценную коллекцию украинской традиционной одежды и предметов быта — в свое время ими пользовался художник Илья Репин, чтобы одеть персонажей картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Отдельным проектом Афанасия Сластиона был архитектурно-образовательный: он разрабатывал как теоретические принципы украинского модерна, так и с 1909 года занимался проектированием начальных школ по заказу Лохвицкой земской управы.

Полтавщина бесценна в нашей истории и культуре, поскольку этот регион стал основой для формирования современной украинской идентичности

Афанасий Сластион считал, что базовыми в развитии архитектуры выступают три фактора: климат, ландшафт и этнография. Национальные мотивы он системно использовал в декоре школьных фасадов, на которых кирпичом выкладывались рельефные геометрические узоры, похожие на орнамент вышиванок. Выглядело это так: крыши четырехскатные с заломами, немного напоминающие пагоды, колонны у входа и декоративные башенки. Но самой поразительной находкой архитектора стали шестиугольные, трапециевидные окна и двери. Окна делали большими и ставили часто, чтобы в школах было много света. В проектировании внутренних помещений Афанасий Сластион использовал современные приемы — к примеру, большую комнату можно было перегородить деревянной, составленной из десятка секций перегородкой.

Многие годы эти школы, строившиеся в 1910–1916 годах, были забыты и заброшены. Однако с 2015-го ими занялась группа активистов, уроженцев Полтавщины, которая основала проект "Школи Лохвицького земства". Здания находят, паспортизируют, стараются консервировать, и усилиями группы 34 из них получили статус памятников архитектуры. Чтобы увидеть модернистские школы, проедьтесь между Пирятином и Лохвицей и загляните в села Белоцерковцы, Христановку, Харсики, Га­йивщину, Пески и Песочки.

Три брата и республика

Лубны стоит посетить, чтобы узнать их недавнюю и очень интересную историю, которая относится к началу XX века. В 1905 году Лубны стали одним из центров украинской культуры, просвещения и политики. Надо сказать, что в то время в Российской империи был запрещен украинский язык, на котором нельзя было разговаривать в общественных местах, также запрещались любые печатные издания на украинском языке. И те общественные деятели, которые переживали за украинскую культуру и литературу, нелегально передавали "самиздатовские" публикации, их постоянно преследовала тайная полиция. Однако к 1905 году в Лубнах выросла целая плеяда украинцев, которых эти санкции не останавливали. Самыми яркими из того поколения стали три брата — Владимир, Сергей и Николай Шеметы, выходцы из старинного шляхетского рода. Их семья имела достаток, поэтому братья получили хорошее образование, бывали в Европе. При этом они были убежденными украинцами, говорили "на мужицком языке" и в ноябре 1905 года выпускали первую в нашей стране украиноязычную газету "Хлібороб". Братья успели напечатать пять номеров, но газету запретила имперская цензура. Также Шеметы участвовали в создании Лубенской республики, просуществовавшей два года. Был организован комитет, который управлял городом и частью района, а также отряды самообороны, поддерживавшие порядок. За эту деятельность 57 лубенчан судили в 1907 году, показательный процесс проходил в Киеве и назывался "Лубенское дело". Впрочем, апелляционный суд их оправдал.

Fullscreen

К увековечиванию галушки приложил перо именно Котляревский, написав, в частности, в своей поэме: "Там з салом галушки лигали"

Судьба самих братьев Шеметов вполне символична и показывает, каким нелегким был путь борцов за украинство и как трудно формировалась современная украинская нация. Старший, Владимир, жил в Киеве и с приходом СССР был обвинен в "националистических склонностях", он работал клерком в Сахаротресте и умер в 1933 году. Средний брат, Сергей Шемет, эмигрировал и умер после Второй мировой в австралийском Мельбурне. Младший, Николай, еще со студенчества был под полицейским надзором, несколько раз его арестовывали и даже принудительно отправили в психиатрическую клинику, в итоге он покончил с собой в 1917 году.

С этой страницей из истории Лубен можно подробнее ознакомиться в местном краеведческом музее. Богатая коллекция включает не только исторические документы, но и этнографические материалы о казацком Лубенском полке, а также сохранившиеся вещи из помещичьих усадеб, по которым можно представить жизнь и быт Полтавщины XVIII — начала XX века.

Как у классика

"Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! Единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! Домы и домики, которые издали можно принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее", — так писал Николай Гоголь о "чудном городе Миргороде". Оказавшись в его центре, вы немедленно вспомните незабвенного классика, так как водоем на месте, его все также называют "Калюжа", хотя это довольно крупный и уютный пруд. Почтенная публика и ныне прогуливается по набережной, обустроенной по окружности водоема, кормит лебедей и фотографируется со скульптурами, изображающими персонажей из повестей Гоголя. Особенной популярностью пользуется казак Пацюк с миской вареников. Считается, что если потереть верхний вареник, человеку улыбнется удача, поэтому он отполирован до золотистого цвета.

А если вы прогуляетесь по скверу до Успенского собора, внутри увидите скрытое сокровище. В левом притворе храма есть фрески, о которых в городе ходят легенды. Храм декорировали в конце XIX века, и авторство фресок приписывают разным художникам — от Михаила Врубеля до Виктора Васнецова и его учеников и Карпа Трохименко. Храм был расписан полностью, однако в главном помещении фрески не стали реставрировать, а просто сделали роспись поверх. Чудом сохранилась лишь пара фрагментарных, но очень красивых картин.

Котляревский и галушки — лишь видимая часть культурного "айсберга" Полтавщины

Далее раскинулись река Хорол и знаменитые миргородские санатории. Впрочем, минеральной воды можно напиться и путешественнику — среди санаториев есть крытый бювет с несколькими стойками — к ним подведены холодная и теплая минералка. Правда, по правилам ее нельзя брать с собой, а лишь купить за 25 копеек пластиковый стаканчик и за две гривни — саму воду. Но в целом по курортной зоне комфортно гулять — вокруг сосновый парк, много лавочек и есть выход на речной пляж.

Fullscreen