Придумали на свою голову. Лузеры, фобии и сила характера в Одессе

Фото: oiff.com.ua
Фото: oiff.com.ua

"Смерть от смерти" – как тяга к вечной жизни, "Привет из Фукусимы" - как избавиться от привидений в голове, "Гнездо горлицы" - крепкое украинское кино о гастарбайтерше из Западной Украины

Related video

Чтобы добраться до основной фестивальной площадки – театра Музкомедии, он же Фестивальный дворец, надо пройти через мясорубку 185-й маршрутки. Есть еще вариант - 18-й трамвай, но тогда в качестве бонуса к мясорубке, вы получаете бесплатную сауну, плюс парочку удачных фраз, сказанных сгоряча в трамвае: "я не хочу садиться, я хочу сбежать" или "пассажир, шо вам надо? мне еще три рейса в этом аду". И вот вы, почти доехав до места назначения, буквально вываливаетесь на Французский бульвар из "сплетенья ног, сплетенья рук", по ходу дела оставив отпечаток губной помады на чьей-то крахмальной рубашке. И вы зверски завидуете кому-то в платье и на лабутенах и с бейджем VIP, подъехавшем на крутом авто, отчаянно пытаясь понять, кто эта барышня, в каком кино вы ее не видели, и почему она VIP, а вы в потной маршрутке.

Впрочем, на сеансах конкурсных лент попускает. Более того, вы, смахивая остатки пота программкой, вдруг врубаетесь, что главные герои всех фестивальных фильмов – лузеры. То есть, люди с проблемами. Как вы. И сотня других из 185-й маршрутки, о каждом из которых можно снять кино. Ну а поскольку с каждым из героев лент, даже самым придурковатым, вы находите точки соприкосновения, то по мере развития истории на душе становится светло и легко, как после хорошего секса или похода в баню.

"Смерть от смерти", "Привет из Фукусимы" и "Гнездо горлицы" рассказывают именно истории лузеров. И хотя проблемы у них разные - метафорически выражаясь, у кого-то жемчуг мелкий, а у кого-то риса в супе недостает - роднит их полная неустроенность в жизни и раздрызг в душе и помыслах.

Для того, чтобы стать человеком зависимым – надо эти зависимости приобрести. В том числе и фобии. Например, танатофобию. Каждая мать, дав жизнь ребенку, в нагрузку дает ему и смерть. Об этом сообщается в начале французского черно-белого фильма "Смерть от смерти" француза Ксавье Серона о парне по имени Мишель. Его герой решил бросить курить, чтобы не умереть раньше времени, но нащупал у себя затвердение в районе груди и теперь, также как его мать, боится отправиться на небо. Пока маман кормит пятерых кошек и ходит к докторам в поисках рака, он спускает свою жизнь в унитаз. К чертям летят его отношения со взбалмошной художницей Аурели, которая в свою очередь тоже боится, но другого - что Мишель ее бросит. Но у Мишеля даже в мыслях этого нет, он отчаянно занят затвердением в груди. Его грудную клетку прощупывают чуть ли не все персонажи ленты. Эта процедура на протяжении "Смерти" осуществляется настолько часто, что во время сеанса рука невольно тянется к той же части тела. При этом режиссер Серон во всех деталях исследует Эдипов комплекс главного героя, который плотно завязан на привязанности к своей маловменяемой матери - такой же инфантильной и мнительной, как он сам. При этом оба, по мере развития своих фобий, теряют волосы. Это кино, по словам режиссера, появилось из его же короткометражки. Лучше бы оно ею и осталось. Герои топчутся в ленте, как заблудившиеся дети. К середине понятно, что одна героиня умрет, а другая бросит Мишеля, и он останется один на один с собой, так и не избавившись от страхов. Впрочем, ленту спасают черный юмор и нарочитый натурализм: черви в кадре, которые поедают труп голубя; главный герой, пробующий кошачий корм; прах, летящий художественной пылью. Иногда, чтобы справится с фобиями, надо снять об этом кино. Впрочем, по словам режиссера Серона, ему это не помогло.

Fullscreen

"Привет из Фукусимы"- конкурсная картина немки Дорис Дерри, тоже черно-белая. Трудно удержаться от сравнений с французской лентой "Хиросима, любовь моя". В кадре присутствует та же визуальная легкость и воздушность, что и в мелодраматичной драме Алена Рене 1959 года. Молоденькая немка Мари – девушка с гримом клоунессы -приезжает в Фукусиму, чтобы помочь тем, кому еще хуже, чем ей – пожилым японцам, оставшимся без крова из-за землетрясения 2011 года. А Мари плохо, потому что ее личная жизнь потерпела полный крах. Частная трагедия европейской девушки, связанная с поиском себя в этом мире, мельчает при столкновении со стихийной катастрофой, оставившей тысячи людей без крова. Атом и Япония - вообще отдельная тема. Но кино о другом. О сцепке двух характеров родом из разных эпох: подорванной и современной Мари и утонченной Сатоми, последней японской гейши. Несмотря на абсолютное отличие друг от друга, они пересекаются в теме поиска успокоения и избавления от прошлого.

Как избавиться от страха смерти и от чувства вины. Два вопроса, на которые "Смерть от смерти" и "Привет из Фукусимы" не дают ответы, но предлагают варианты. Один из которых - не таскать фобии на своих плечах, потому что они притягивают мертвецов.

"Гнездо горлицы" Тараса Ткаченко принимает участие сразу в двух конкурсах ОМКФ – международном и национальном. Режиссер снимал картину четыре года. Снимал трудно. В Украине кино делать нелегко, начиная от организации съемок и заканчивая специфическими отношениями с чиновниками, от которых зависит, выделят деньги на съемки или нет. Но в прошлом году произошла трагедия. Скончался исполнитель одной из центральных ролей"Горлицы" – гениальный украинский актер Виталий Линецкий. Тогда это было как гром среди ясного неба. Когда в 2014-м организаторы Одесского кинофестиваля сообщили публике о его смерти, зал охнул. Ткаченко выкручивался, как мог. Переработал сюжет. Переделал финал. В результате вышло нестыдное, крепкое и, несмотря на тяжелую тему, светлое кино. В центре сюжета история "заробитчанки" Дарьи с Западной Украины, которая поехала в Италию, чтобы прокормить мужа и дочь. Пока она зарабатывает деньги, муж спивается, а дочь залетает от местного мажора. Да и сама Дарья беременеет от итальянца. Впрочем, сила характера этой женщины не дает семье свалиться в пропасть. Играет Дарью Римма Зюбина, играет с филигранной точностью - так будто она жила на Западной Украине. С Линецким они составляют очень органичный актерский дуэт, и надо отметить, что в их исполнении, украинская речь звучит естественно. Еще одна безусловная удача – роль итальянской актрисы Лины Бернарди в роли пожилой ворчливой матери итальянца. Очень хочется надеяться, что хотя бы в одном из конкурсов ОМКФ картина получит приз. К слову, в 2016 году эта кинолента была отобрана для конкурного показа на престижном Московском кинофестивале, но Ткаченко отказался от участия в знак солидарности с Сенцовым и Кольченко, которые сидят в российской тюрьме.

Fullscreen

Кристофер Хэмптон / Фото: oiff.com.ua

21 июля также прошел мастер-класс главы международного жюри ОМКФ, оскароносного сценариста Кристофера Хэмптона. Он показал отрывок из собственной режиссерской работы и лент, к которым имел отношение как сценарист, в частности, "Опасные связи". Мастер-класс свелся к беседе о пути мастера в мире кинематографа и его сотрудничестве со звездными режиссерами Дэвидом Лейном и Дэвидом Кронненбергом. Один из дельных советов молодым сценаристам сводился к тому, что, если у вас возникает желание писать – пишите тут же. Энергия сценария имеет напрямую отношение к энергии будущего фильма. Заминка подобна гильотине – не напишите сейчас, не напишите никогда. У Хэмптона есть свой способ стимулировать творческий импульс. Уехать в другой город и снять номер в дорогом отеле и уже там, заперевшись ото всех, писать свой сценарий. Каждый день ты выкладываешь деньги из своего кармана, а дороговизна проживания –хороший стимул, чтобы закончить историю как можно быстрее.