Музей "украинского Голливуда". Что можно узнать об истории кино в Довженко-Центре

Фото: Довженко Центр, Наталка Дяченко, УНИАН
Фото: Довженко Центр, Наталка Дяченко, УНИАН

Чтобы современный человек принял решение в субботу вечером пойти не в бар, а в музей, там должно быть что-то особенное. Арт-центры и музеи понимают это, потому стараются дать зрителю максимально широкий выбор: вечеринки, книжные магазины, выставки — все в одном пространстве. Одна из таких культурных локаций Киева — Довженко-Центр, где помимо всего этого теперь есть еще и первый в Украине Музей кино площадью 1,5 тыс. кв. м.

Related video

Несколько лет назад Довженко-Центр выглядел совсем иначе. До 2011 года, жизнь там едва теплилась. Кинокопировальное производство, которое было основным занятием учреждения, потихоньку отмирало из-за развития цифровых технологий, раздутому штату нечем было платить зарплату, а люди в основном пили чай, сам же Центр существовал без намека на стратегию. "Центр был лакомым куском для многих, поскольку занимал едва ли 10% от собственной площади, — вспоминает Иван Козленко, генеральный директор Довженко-Центра. — Его нужно было либо расстраивать, либо переносить в другое место, где бы он соответствовал своим масштабам. Я начал думать, как эффективно использовать наши площади, например, незадействованные 1,5 тыс. кв. м на пятом этаже. Так и родился замысел Музея кино".

Козленко уволил часть штата, разобрался с бюджетом, на первую зиму отказавшись даже от отопления в здании, чтобы не влезать в дополнительные долги. Начал проводить мероприятия и кинопоказы. Несмотря на то что все это происходило в пустом, холодном, неотремонтированном здании, в Довженко-Центр постепенно пошли (а затем и повалили) люди. Так началась новая история Центра. На прошлой неделе на открытие Музея кино пришли уже толпы зрителей. Сегодня Довженко-Центр — государственный культурный проект, одновременно сфокусированный на своем предмете и в то же время открытый для людей. Это место со своим комьюнити.

Вопрос о том, на какую тему должна быть первая выставка нового Музея украинского кино, в Довженко-Центре решили давно. С 2012 года Центр занимался сбором и исследованием архива уцелевших фильмов Всеукраинского фото- и киноуправления (ВУФКУ), которое работало в Киеве с 1922 по 1930 год. Тогда, почти 100 лет назад, это государственное объединение на короткие, но продуктивные восемь лет стало прообразом украинского Голливуда, с нуля построив отечественный кинорынок: от заключения контрактов с монстрами типа Kodak до привлечения к созданию фильмов лучших литераторов, режиссеров, сценаристов и издания собственного журнала "Кино", который выписывали по всему миру. За восемь лет кипучей деятельности создано порядка 150 полнометражных игровых лент плюс короткий метр и анимация. Среди лент ВУФКУ были культовые работы Александра Довженко и Леся Курбаса.

В начале 1930-х в одночасье уничтожили и само ВУФКУ, и некоторых его участников, и множество вышедших под его эгидой фильмов. Более того, было сделано все, чтобы стереть самую память о "золотом веке украинского Голливуда". Потому открытие Музея кино — не только важная часть музеефикации украинского кино 1920-х, но и попытка вернуть себе это утраченное знание. Обо всем этом Фокус разговаривал с генеральным директором Довженко–Центра Иваном Козленко.

Fullscreen

Наш Голливуд. 1920-е — важнейший период в украинском кино. Это единственный период сознательного строительства урбанистической модерной нации

Украинский Голливуд

Какое значение имела деятельность ВУФКУ для украинского кино?

— Такое государственное кинообъединение, как ВУФКУ, в 1920-х могло возникнуть только в СССР. На тот момент это была единственная в мире страна с централизованной экономикой, где никакой скучающий буржуа не мог, как где-нибудь во Франции, купить себе моток пленки Kodak и снять фильм. В СССР это могло сделать только государство!

1920-е — важнейший период в украинском кино. Это единственный период сознательного строительства урбанистической модерной нации и ее современной культуры. Через кино, ставшее уже тогда массовым искусством, сделать это было проще всего, и ВУФКУ четко формулировало свою задачу — трансформировать украинское общество.

Главное, с чем ВУФКУ вошло в историю, — это 150 полнометражных игровых фильмов. Плюс короткометражки, документальное кино, анимация и пр. Далеко не все, созданное ВУФКУ, было высокого художественного уровня. Они экспериментировали, создавая и развивая различные жанры в кино: костюмированное кино, приключенческое, детективы, кино для детей.

Фактически разрабатывали жанровое кино в Украине?

— Да, и разработали все киножанры вплоть до вестерна (вернее, в нашем случае — казацкого истерна).

И тут для Центра был вызов: мы должны были показать успешные примеры украинского авангардного кино — Довженко, Вертова, Кауфмана. Но ведь это смотрели мало! В девяти из десяти случаев в таких фильмах зрители не понимали, что происходит на экране, поэтому куда чаще в кинотеатрах показывали совсем другое.

Возвращаясь к исторической роли ВУФКУ, отдельно я бы выделил их уникальную кадровую политику: они привлекали к работе лучшие умы и таланты своего времени.

Fullscreen

Кто эти лучшие умы и таланты?

— Кино тогда было совсем молодым искусством. Были плохие сценарии, грим, декорации, даже актеры. В ВУФКУ решили это менять, привлекая к созданию фильмов лучшие творческие кадры. К написанию сценариев — Юрия Яновского, Михайля Семенко, Гео Шкурупия, Исаака Бабеля. К визуальному оформлению и декорациям — Василия и Бориса Кричевских, Владимира Мюллера и др.

ВУФКУ стало местом одновременно создания, презентации, дистрибуции кино, а также кино­образования. Еще один важнейший момент: кинообъединение работало в тоталитарном государстве с его монополией на все и плановой экономикой. При этом коммерчески ВУФКУ было очень успешным. Оно не получало дотаций от государства, зарабатывало на своих фильмах, а все заработанное вкладывало в кинопроизводство. Чтобы понять масштабы доходов, достаточно сказать, что, например, на деньги ВУФКУ построена киностудия им. Довженко.

То есть это был прообраз кинорынка?

— Да. И как на любом рынке, помимо прочего стояла задача его защитить: на момент начала работы ВУФКУ, в 1922 году, доля европейского кино в мире составляла 99%. Нужно было отвоевывать рынок и наращивать свою долю. Они это делали очень грамотно. Например, на одном сеансе показывали фильм с Мэри Пикфорд, и тут же — свое кино. Это была очень изобретательная культурная политика.

Расцвет и падение авангардного кино

Как возник термин "Украинский Голливуд"? Это ваша идея?

— Вовсе нет. Режиссеры ВУФКУ сами так себя называли, и небезосновательно — объемы кинопроизводства вполне сравнимые: Украина в 1920-е была вторым после США поставщиком кино в Германию.

Культурный расцвет 1920-х был историей успеха вопреки обстоятельствам — советская власть не очень хотела, чтобы в Украине было свое национальное кино и вообще национальная культура. Этот успех был контраверсийным и привел, с одной стороны, к оправданию советского террора, с другой — к культурному расцвету. Насколько велик был успех, настолько же страшным было падение и уничтожение сделанного.

ВУФКУ проработало всего восемь лет, но за это время успело вырасти поколение профессионалов и зрителей. Люди многому научились, выросли кадры, появился прообраз рынка, кино стало совсем другим. После этого даже приостановление работы ВУФКУ и физическое уничтожение некоторых его активных членов и киноработ ничего не могло изменить. Зрители уже видели другое кино. Восприятие культуры навсегда изменилось. К сожалению, в советских реалиях это нельзя было передать следующим поколениям, поэтому произошел откат. Но жизнь устроена так, что каждое новое поколение должно себя переизобретать. Возможно, нашему поколению повезло: мы можем найти в своей истории то, что в этом нам поможет.

Довженко-Центр давно собирает архив ВУФКУ. Что из собранного вы показываете на первой выставке в новом музее и что планируете показывать позже?

— Начав работать в Довженко-Центре, я с коллегами составил списки отсутствующих в Украине немых фильмов 1920-х. Мы выбрали 16 картин, "Госкино" выкупило их для нашего архива, и мы начали эти фильмы показывать, но в современном ключе: озвучивали немое кино, делали киноперформансы с живой музыкой и пр. Мы понимали, что немое кино может быть сложным для восприятия, и искали "ходули" для его облегчения — например, музыку.

Но у нас не было своего места, нам приходилось делать это на чужих локациях. Кстати, мы почти не показывали немое кино в кинотеатрах, искали другие локации — и это тоже обеспечило сдвиг восприятия такого кино публикой. С открытием Музея кино мы будем регулярно показывать все эти фильмы.

Вместе с открытием музея в Довженко-Центре запустится медиатека, где будут не только книги — это будет интерфейс для всех наших материалов о кино на всех носителях. Пилотный проект медиатеки — сайт, посвященный выставке "ВУФКУ. Lost & Found". Это такая археология кино, дающая возможность понять, из чего вырос украинский кинематограф: там и фильмы, и архивные материалы, и графика, и шрифты, и многое другое.

Культурный бум. На открытие Музея кино в Довженко-Центре пришли толпы зрителей

Зачем нам музей кино

Кино — основа деятельности Довженко-Центра, но почему вы решили открыть целый Музей кино?

— У нас есть большая коллекция фильмов, но, поскольку кино — очень нестатичное медиа, то было не очень понятно, как его представлять, нужен ли для этого музей или достаточно сейфа, где хранится архив. Но вопрос о том, что такое Музей кино и каким он должен быть, для нашей команды был не технической проблемой, а вопросом идентичности. История попыток создания в Украине Музея кино началась почти 100 лет назад, в 1928 году. Собственно, это попытались сделать в ВУФКУ. Всегда в истории такие попытки были связаны с моментами национального и культурного возрождения — именно таким периодом для Украины были 1920-е. Тогда у нашей страны был очень высокий уровень автономии, был социальный фон для развития культуры: стремительно формировалась модерная политическая нация, и был запрос на культуру как один из факторов такого формирования.

В наше время за 25 лет существования Довженко-Центра также предпринималось множество попыток создать музей. Например, частью "Мыстецького арсенала" должен был стать Музей экранных искусств. Было издано несколько президентских указов, но ни один из них, к сожалению, не реализован. Зато мы всегда понимали: культура современного независимого государства не может существовать без национальных музеев в принципе и без музея кино в частности. Это либо постколониальное государство, либо failed state.

Для украинцев важно постепенно узнавать и познавать свою собственную культуру, о которой мы как общество очень мало знаем. Представление о том, что в украинской культуре нет ничего интересного — стереотип, не отвечающий реальности. Так вышло, что все мы знаем, что Пушкин или Маяковский — великие писатели, но Семенко или Хвылевой — не менее великие, просто их творчество много лет не исследовали. Мы столько лет всего этого были лишены — и важно вернуть это себе.