Плюс 40% к ВВП. Можно ли выполнить план премьера Гончарука и сколько Украина за это заплатит

2019-09-04 16:33:17

1608 27
Плюс 40% к ВВП. Можно ли выполнить план премьера Гончарука и сколько Украина за это заплатит

Фото: Ельдар Сарахман / Украинская правда

Фокус разбирался, кого в экспертной среде больше – оптимистов или пессимистов, а также выяснял, нужен ли нашей экономике рост, за который нужно платить десятки миллиардов долларов

Любимая тема

Динамика ВВП является одной из любимых тем всех украинских премьеров, и новый глава правительства не пожелал стать исключением. В ближайшие пять лет премьер-министр Украины Алексей Гончарук пообещал отечественной экономике «прибавку» в 40%, и сразу пресек обидные инсинуации: цифры взяты не с потолка. По его словам, проводились подробные расчеты, которые уже через месяц будут представлены в «Программе деятельности правительства».

Пока же подробности были озвучены довольно скупо. Достигать роста планируют за счет увеличения производительности труда и притока прямых иностранных инвестиций. Премьер уточнил, что в первый год экономика вырастет не менее, чем на 5%, а в последующие годы – на 5-7% ежегодно. В итоге такие темпы и приведут к озвученному результату.

С известной долей скептицизма

Немало экономистов, привыкших к победной риторике новоназначенных премьеров, отнеслись к озвученным планам с изрядной долей скептицизма. Так, например, экономист Виктор Скаршевский привел цифры: для того, чтобы экономика росла на 7% в год, инвестиции должны составлять порядка 25-30% ВВП, в то время как сейчас они почти вдвое ниже.

О том, что анонсированный рост экономики малореален, говорит и экономист Сергей Гальчанский. По его словам, в последние пять лет были уничтожены все возможные точки роста, а рассказы об «аграрной сверхдержаве» оказались очередным мифом. Более того: массовая трудовая миграция привела к тому, что Украине не суждено стать даже «второй Польшей».

Кроме того, экономисты призывают не забывать о надвигающемся кризисе, который для слабой сырьевой украинской экономики аукнется ничуть не слабее, чем кризис 2008-2009 и 2014-2015 годов. При такой «отдаче» о 7% роста стоит забыть сразу.

 

И с осторожным оптимизмом

Справедливости ради надо сказать, что среди экономистов есть и оптимисты, которые считают, что в достижении озвученных цифр нет ничего невозможного.

«Уверен, что рост на 5% в следующем году вполне реален за счет закачки сюда млрд 8 долларов иностранных инвестиций, - отметил в комментарии «Фокусу» экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин. – И эти деньги придут на фоне открытия рынка земли, положительных ожиданий в связи с новой командой, вероятной продажи госпредприятий плюс возможных подвижек в выдаче лицензий на добычу газа-нефти».

О том, что потенциал для роста у Украины есть, говорит и старший аналитик компании FOREX CLUB Андрей Шевчишин. По его словам, учитывая теневую сторону украинской экономики, ее сужение уже даст прирост.

«40% - это, конечно, амбициозно, но условно реально для номинального ВВП, - говорит Шевчишин. - С учетом большого размера теневого рынка - более 30%, антикоррупционных мер, запуска рынка земли, инвестиций, приватизации, налоговой и судебной реформы, цель вполне достижима».

А экономист Андрей Мартынюк считает, что драйверами роста экономики должны стать не столько приватизация и открытие рынка земли, сколько развитие промышленности и сферы услуг.

На некотором перепутье оказался аналитик Алексей Кущ. В беседе с «Фокусом» эксперт признался: он считает, что добиться роста в пределах 7 и даже 8% реально, но не верит, что это сделает «команда Зе».

Из того, что нужно сделать, но, по его мнению, так и не будет сделано, эксперт отметил демонополизацию экономики (для этого пришлось бы наступать на «мозоли» сразу нескольким спонсорам), изменение монетарной политики в сторону реального сектора (не позволит лобби инвестбанкиров), снижение тарифной и фискальной нагрузки на население и бизнес (не позволят внешние кредиторы).

 

«Новая команда не будет всего этого делать по причине кадровой селекции в формате «кумовья, друзья жены, дети вместе в садик ходили», - считает Алексей Кущ. - Сейчас в правительстве сформированы четыре группы влияния, у каждой из которых есть свои базовые интересы, который расходятся с интересами общества. Это «олигархический дозор» (защищает интересы олигархов, что уже видно на примере рынка электроэнергии), грантоеды с тоннельным мышлением по канве западных искусственных лекал (отрабатывают «протокол лечения» на пациентах и отправляют отчеты заказчикам), «смотрящие» от группы инвестиционных банкиров (контролируют финансовые потоки, прежде всего, пирамиду госдолга) и, наконец, личная гвардия Зе, которая балансирует картинку, готовит новый продакшн для народа и попутно обеспечивает интересы главного действующего лица».

Что делать с VRI?

Отдельный вопрос – что при опережающем росте делать с варрантами.

Напомним, что согласно «реструктуризации Яресько», рост экономики более чем на 4% в год (а 40% за 5 лет – это порядка 7% в год) для нас становится «платным». Такой прирост означает выплаты по VRI (бонусы за рост кредиторам) на уровне 10-12 млрд. долларов в зависимости от обменного курса.

Так есть ли смысл нам расти на таких условиях?

Даниил Монин уверен: это – вопрос переговоров, и задача новой власти – поменять условия по этим обязательствам.

«То, что американская гражданка Яресько навязала нам кабалу, не означает, что мы не можем поменять условия», - резюмировал Монин.

Массовая трудовая миграция привела к тому, что Украине не суждено стать даже «второй Польшей»

«Рост экономики в соответствии с озвученными цифрами не может быть не замечен инвесторами VRI, что конечно расширит долговую нагрузку, - добавляет Шевчишин. – Но при доступе на рынки капитала, активности иностранных и внутренних инвесторов, данный долг может быть рефинансирован новыми длинными займами под более низкие проценты».

При этом заявлять направо и налево о намерении выкупить VRI – это тоже не выход.

Дело в том, напоминает Алексей Кущ, что до недавнего времени VRI котировались на рынке на уровне 65% от номинала, поэтому для выкупа портфеля в 3,2 млрд. долларов было нужно потратить порядка 2 млрд. Но стоило только представителям новой власти заикнуться о том, что VRI нужно выкупать, как они тут же подскочили в цене до 80%, а потом и до 90% от номинала.

Эксперт уверен: если параметры роста на 40% появятся в новой бюджетной декларации Минфина, котировки VRI превысят номинал, и тогда для их выкупа придется выложить уже 3,5-4 млрд. долларов. Так что проблему с VRI нужно решать с помощью новой реструктуризации долгов. Эксперт предлагает внести изменения в Конституцию в части институционального усиления контроля общества за формированием государственного долга и определения его максимального уровня. Затем провести референдум и с помощью консолидированной общественной позиции провести переговоры с кредиторами. Предметом этих переговоров должны стать новая реструктуризация на 50 лет под сниженную процентную ставку и аннулирование VRI.

То есть, говорит эксперт, Украине следует применить тактику «управляемого дефолта», после которой кредиторы будут вынуждены пойти на наши условия, чтобы не потерять все.

Loading...