Зеленый не в почете. Все, что нужно знать о новой системе оплаты проезда в киевском транспорте

Фото: delo.ua
Фото: delo.ua

В конце июля стало известно, что киевский метрополитен намерен отказаться не только от жетонов, но и от зеленых карточек. Об этом сообщила представительница столичного метрополитена Наталья Макогон. “Сейчас в городе повсеместно вводят электронный билет, киевское метро – часть сети городского общественного транспорта. Поэтому вместо зеленых карточек у нас будет действовать синяя Kyiv Smart Card, как и во всех других видах общественного транспорта”, – сказала Макогон. Фокус узнавал, как будут выводить из действия зеленые карточки, чем их заменят и сколько это будет стоить.

Related video

Уйдут не только жетоны

Еще 15 июля этого года в отдельных вестибюлях станций метро "Нивки" и "Теремки" перестали продавать жетоны. Как пояснили в столичной подземке, это было сделано для того, чтобы постепенно выводить их из употребления.

По информации Натальи Макогон, этот процесс в подземке продолжается второй год. Она отмечает, что станция метро "Кловская" уже два года работает без жетонов.

"Есть часть пассажиров, которые сложно воспринимают нововведения. Это такая психология. Так же было, когда появились банкоматы и мобильные телефоны. Нужно определенное время для того, чтобы перестроиться, это нормально", – считает представительница метро.

Среди альтернативных способов оплаты проезда в киевском метро предлагали покупать зеленую карту. Кроме того, Наталья Макогон отмечала, что при покупке 50 поездок и более стоимость одной поездки составит 6,5 грн.

Всего через две недели после этого стало известно, что из оборота будут постепенно изыматься не только жетоны, но и зеленые карточки. А уже через месяц от слов в столичном метрополитене перешли к делу и с 25 августа на десяти станциях метро перестали продавать и пополнять зеленые бесконтактные карты на поездки.

Зеленую карту больше нельзя купить на станциях "Крещатик" (центральный выход), "Театральная", "Площадь Независимости", "Академгородок" (выход к магазину NOVUS), "Лесная" (выход к ТЦ "Дарынок"), "Арсенальная" , "Теремки" (выход к ТЦ "Магеллан"), "Сырец", "Почайна" (выход к проспекту Бандеры), "Площадь Льва Толстого".

"Мы постепенно отказываемся от зеленых карточек и ограничиваем их продажу. Если от жетонов мы отказываемся окончательно 31 октября, то зеленые карточки какое-то время еще будут работать после 1 ноября", – говорит Наталья Макогон.

Также она уверяет, что оснований для волнений нет: все поездки, записанные ранее на карту, можно использовать и в дальнейшем, а деньги за возврат карты можно будет получить и после внедрения е-билета.

"Залоговую стоимость бесконтактной карточки можно вернуть после использования остальных поездок на всех станциях метро", – поясняет Макогон.

Комментируя отказ от зеленых карточек, транспортный эксперт Антон Гаген отмечает, что в целом киевское метро движется в правильном направлении.

"Хромает, как всегда, реализация. Было много вопросов к терминалам оплаты, общей стоимости проекта, плюс остается очень много вопросов к ориентации системы на разовые оплаты и отсутствие пересадочных билетов. Но, повторюсь, общее направление правильное", – сообщил Гаген в комментарии Фокусу.

Что будет вместо зеленой карточки

В конце октября прошлого года городские власти заявили о внедрении в Киеве системы электронного билета, которую киевляне ждали много лет. Для этого в городском транспорте было уже установлено около 1200 валидаторов (специальных считывающих устройств) в наземном транспорте и модернизирована часть турникетов в метро.

Однако в тестовом режиме система заработала только в начале 2019 года, а в столичном метрополитене – в начале февраля нынешнего года. Об этом сообщил разработчик бота для столичной подземки Дмитрий Однокоз.

"Уже работает. Тестирую вживую. Карточка стоит 50 грн. Ее можно просто пополнить, и тогда каждая поездка будет стоить 8 грн (приложил к валидатору – списало). Можно купить поездки. Тогда цена зависит от количества поездок", – написал он.

Себестоимость карты составляет 35 грн. Об этом свидетельствует тендер, который состоялся в конце 2018 года.

Тогда коммунальное предприятие "Главный информационно-вычислительный центр" (ГИВЦ) объявило тендер на приобретение 1,5 млн бесконтактных карт для оплаты проезда в транспорте Киева. Стоимость его составила 52,5 млн грн. Притом все карточки, изготовленные по результатам тендера, должны быть оснащены чипом для оплаты PayPass.

Исходя из результатов этого тендера, город заработал на изготовлении и продаже карточек Kyiv Smart Card более 20 млн грн. В отличие от зеленых карточек метрополитена, залоговая стоимость Kyiv Smart Card не возвращается.

Дороги назад нет

Еще в прошлом году городские власти отметили, что 1 ноября 2019 года в Киеве заканчивается тестовый режим введения электронного билета. Несмотря на трудности, похоже на то, что менее чем через два месяца в городе полноценно заработает электронный билет. Это, правда, касается только муниципального транспорта "Киевпасстранс", а также киевской подземки. В будущем систему электронного билета планируют распространить и на маршрутки, однако когда это сделают, пока неизвестно.

Тем не менее с 1 ноября оплатить проезд в киевском муниципальном транспорте можно будет только Kyiv City Card. Также городские власти уверяют, что разовые поездки тоже останутся. Они будут оплачиваться бумажными билетами с QR-кодом, которые станут продавать в специальных автоматах.

Всего, по данным чиновников из КГГА, будет пять способов оплаты поездки:

  • Kyiv Smart Card
  • приложение для смартфона Kyiv Smart City
  • QR-билет
  • чат-боты в мессенджерах
  • карта киевлянина

Причем преимущественным способом будет именно Kyiv Smart Card, которую можно приобрести на станциях метро, а также в киосках, обозначенных на карте.

Пополнить карту можно также в кассах метрополитена, боксах самообслуживания – Ibox, EasyPay, PrivatBank, 2 Click, на платежных порталах – Ірау, Portmone, EasyPay, Приват24, в мобильных приложениях – Kyiv Smart City и Приват24.

Также в конце августа метрополитен провел тендер на 150 "автоматизированных рабочих мест кассиров", чтобы вывести из обращения жетоны.

Один аппарат обошелся подземке в 70 тыс. грн. Согласно техническому заданию, автоматизированные кассы будут продавать и пополнять бесконтактные карточки, вычислять остаток поездок, проверять подлинность купюр, а также оформлять, печатать и продавать разовые QR-билеты.