В черновиках. Почему представленный в парламенте госбюджет ждут серьезные доработки

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

В пятницу 20 сентября министр финансов Украины Оксана Маркарова представила проект госбюджета на 2020 год. Фокус выяснил, как, кем и когда готовился этот документ, что в нем может измениться во втором чтении и почему цифры главной финансовой сметы страны пока рано анализировать

Related video

1079,5 млрд грн - именно столько составит бюджет государства Украина в 2020 году. Эта сумма превышает показатели 2019 года почти на 5% (53,4 млрд грн). Презентуя проект госбюджета в Верховной Раде 20 сентября глава Минфина Оксана Маркарова назвала этот документ "бюджет эффективности".

"Правительство категорически настроено повышать эффективность использования каждой гривны, - разъясняют приоритеты бюджетной политики в Минфине. - Если мы хотим быстро пройти период трансформации и получить, наконец, ту экономику, к которой стремимся, отдача должна быть максимальной. Поэтому мы хотим повышать прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность программ".

Накануне Министр Кабинета Министров Дмитрий Дубилет рассказал в соцсетях, что ему куда более по душе неофициальное название госбюджета 2020 - ББШ, то есть "Бюджет без Шкурняков". Согласно разъяснениям Дубилета "Шкурняк" — это тема, которая лоббируется в интересах отдельных политиков.

Удастся ли новой власти действительно принять эффективный бюджет без "шкурняков" или, как еще принято говорить, "хотелок", пока не ясно. Но учитывая, что 438,1 млрд (более одной трети) бюджетных денег в 2020 году предстоит направить на погашение госдолга, главную финансовую сметы страны вполне можно назвать "бюджетом должника".

И, наконец, то что даже в Кабмине признают, что документ требует серьезной доработки позволяет говорить о том, что пока стране представлен "бюджет - черновик". Поэтому для серьезного анализа его показателей стоит дождаться подачи документа ко второму чтению. За бюджет в первом чтении Верховная Рада должна проголосовать ориентировочно 18 октября. Рассмотрение во втором чтении намечено на ноябрь, а принятие должно состояться не позднее 1 декабря 2019 года. Поэтому детально анализировать показатели доходной и расходной части пока дело не благодарное.

И где же рост?

После обнародования проекта Госбюджета на 2020 год вызвало некоторое недоумение явное несоответствие заложенных в документе показателей роста ВВП с амбициозными планами премьер-министра Алексея Гончарука. Если глава Кабмина ожидает в 2020 году динамику в 5%, то в представленном к первому чтению госбюджете прописан показатель 3,3%.

Чтобы прояснить ситуацию Фокус обратился непосредственно в Министерство финансов. В ведомстве уточнили, что процесс подготовки проекта бюджета на следующий год обычно начинается в мае, когда Кабмин утверждает макропрогноз и его показатели Минфин использует для расчета. То есть, фактически бюджет верстался на макропрогнозах правительства Гройсмана, а новые министры работали над проектом только в течение двух недель.

"Минфин делал свою работу несмотря на выборы и смену власти. Никто не останавливался, чтобы подождать, пока сформируется новый Кабмин, начнет входить в курс дел и формировать свои приоритеты и на момент, когда правительство было назначено, мы уже имели реалистичный и сбалансированный проект госбюджета" - рассказали Фокусу в Минфине.

Примечательно, что новое правительство не поддалось соблазну отсрочить подачу бюджета в Верховную Раду, как это часто происходило до недавнего времени, а предпочло четко выполнить Нормы Конституции и Бюджетного кодекса, согласно которому главную финансовую смету страны в парламент должны вносить не позднее 15 сентября.

Как отметил премьер-министр, законодательство позволяет пересмотреть макроэкономический прогноз и изменить показатели бюджета уже тогда, когда проект будет в парламенте. "Судя по заявлениям премьера и других представителей власти пересмотр может касаться даже макропоказателей бюджета - то есть общих сумм доходов, расходов и дефицита, а не только распределения между разными бюджетными программами, - комментирует Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии (ЦЭС). Ведь если будут приняты какие-либо налоговые новации, изменены показатели роста ВВП или инфляции это повлечет коррективы и общих показателей бюджета".

Вместе с тем опрошенные Фокусом экономисты пока не видят четких механизмов, которые бы обеспечили более интенсивный рост экономики. "На данный момент есть заявления о целях, но не особо понятно, какими инструментами эти цели будут достигаться. Более того, для применения этих инструментов должны быть внесены изменения в законодательство - например, в налоговой политике", - говорит Евгения Ахтырко, аналитик компании Concorde Capital.

В свою очередь Виктор Шулик, директор департамента рыночных исследований IBI-Rating даже утвержденный предыдущим кабмином в мае 2019 года макропрогноз считает несколько оптимистичным, учитывая рост отрицательного сальдо по счету текущих операций и возможные выплаты с текущего года по ВВП-варрантам, которые получили держатели реструктуризированных еврооблигаций в 2015 году.

Вполне возможно, что бюджет 2020 все же не затронут радикальные изменения и он во многом сохранит консервативный подход, заложенный прежней властью. "Данный проект, даже с учетом дальнейшей доработки в парламенте, можно назвать переходным, так как в нем, скорее всего, не будет учтен целый ряд возможных изменений законодательства, в том числе и налогового, - говорит Тарас Котович, старший финансовый аналитик группы ICU. - Ведь согласно статье 27 Бюджетного кодекса, законы, которые влияют на показатели бюджета, принимаются до 15 июля, а вступают в силу только с началом планового бюджетного года".

То есть, если неукоснительно следовать букве закона, то для радикальных преобразований поезд уже ушел. Другое дело что в Украине этот принцип не раз нарушался и изменения в сфере уплаты налогов граждане и бизнес получали буквально "под елочку". Поддастся ли новая власть этому соблазну - вопрос открытый.

Вокруг дорогой гривны

Еще одним моментом, который вызвал немало вопросов, стал заложенный в бюджете на 2020 год курс доллара к гривне на уровне 28,2 UAH/USD, тогда когда по состоянию на 20 сентября официальный курс нацвалюты составляет 24,62 UAH/USD.

В министерстве финансов подчеркивают, что 28,2 UAH/USD это не та цифра, которую Минфин планирует увидеть в обменниках, а расчетный показатель необходимый для вычисления поступлений от пошлин и импортного НДС, а также суммы, необходимой для обслуживания внешнего долга. То есть, реальный рыночный курс теоретически может быть как больше, так и меньше. К тому же, как и в случае с ростом ВВП, курс 28,2 UAH/USD - не пересмотренный новой властью весенний прогноз правительства Гройсмана и этот показатель вполне могут откорректировать.

Впрочем, опрошенные Фокусом эксперты не исключают, что заложенный в расчеты госбюджета ориентир не так уж далек от истины. Как отмечает Мария Репко, фактор сезонности и спекулятивного спроса на ОВГЗ, который наблюдался в этом году, в следующем году может ослабнуть или исчезнуть, поэтому новый прогноз по курсу совершенно не обязательно будет на теперешнем уровне.

"Текущая тенденция на валютном рынке временная и во многом носит спекулятивный характер, в первую очередь из-за значительного притока спекулятивного капитала в гривневые облигации", - продолжает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE Украина. - Но, если мы увидим всплеск прямых иностранных инвестиций в страну уже через несколько месяцев, тогда действительно курс гривны будет на другом уровне". То есть, для того, чтобы тренд укрепления гривны стал долговременным и устойчивым, новой власти только предстоит постараться. Удастся ли уже в ближайшей перспективы создать предпосылки для притока инвестиций - вопрос открытый.

Одним словом, госбюджет, представленный 20 сентября Верховной Раде пока видится уравнением со многими неизвестными, которые откроются не раньше середины ноября. Тогда Фокус и вернется к более детальному анализу статей доходов и расходов.