Формула Коломойского. Что ждет вкладчиков ПриватБанка

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

В центре Киева в принадлежащем Хозяйственному суду историческом здании начиная с 24 сентября по вторникам проходит "страшный" суд. От его решения во многом будут зависеть отношения нашей страны с международными партнерами. Судья Людмила Шкурдова рассматривает дело о возвращении акций национализированного в декабре 2016 года ПриватБанка одному из его бывших собственников — Игорю Коломойскому. Во вторник, 8 октября, суд завершил выяснение обстоятельств дела. На следующем заседании, которое намечено на сегодня, 17 октября, может прозвучать вердикт.

Related video

Пока идет суд, государственный ПриватБанк продолжает работать. За 8 месяцев 2019 года прибыль банка составила 25,8 млрд грн. Как уверяют в Национальном банке Украины, финучреждение полностью перешло на рыночную бизнес-модель. Казалось бы, теперь государство, после национализации влившее в ПриватБанк около 155 млрд грн, может надеяться на продажу финучреждения потенциальным инвесторам и, соответственно, на возврат инвестиций. Однако ситуацию вокруг ПриватБанка омрачает шлейф судебных разбирательств с бывшими акционерами и связанными с ними компаниями. Тяжбы начались практически сразу после национализации. В судах на разных стадиях рассматриваются сотни споров. Пока судебные разбирательства не завершатся, о продаже банка можно и не мечтать.

До недавнего времени легкомысленная украинская Фемида принимала решения как в пользу экс-акционеров банка, так и становилась на сторону государства. Однако после смены власти и возвращения в страну Игоря Коломойского темп рассмотрения дел по ПриватБанку заметно ускорился и, судя по поддержке судами позиции экс-акционеров, решение о денационализации банка, то есть возврате бывшим собственникам их доли в банке, может стать реальностью в ближайшее время.

Проблемы для национализированного ПриватБанка создают не только суды. 11 сентября в главный офис фин­учреждения в Днепре явились люди с оружием. Непрошеные визитеры при поддержке спецназа полиции прибыли для проведения обыска по определению Жовтневого суда Днепра. Поводом послужило превышение полномочий руководством банка при заключении договоров с рекрутинговыми, консалтинговыми и юридическими компаниями.

В ПриватБанке этим происшествием серьезно обеспокоены. "Мы не хотим спекулировать и идти на поводу теории заговора, но нас тревожит позиция некоторых правоохранительных органов", — поясняют в финучреждении.

Неприятности в последнее время обрушились и на Валерию Гонтареву, экс-главу НБУ, которой в свое время пришлось принимать решение о национализации крупнейшего банка страны. Ее на пешеходном переходе в Лондоне сбила машина. Позже в Украине сгорели автомобиль невестки и дом под Киевом. Валерия Гонтарева усомнилась, что все эти беды — случайность, и обвинила в давлении на себя экс-собственников ПриватБанка. Но Коломойский лишь отшучивается и отрицает причастность к этой ситуации. "Помните, она говорила, что я ей что-то там угрожал самолет прислать. Так я хочу уточнить, что обещал прислать самолет, а не автомобиль", — сказал олигарх в кулуарах Форума YES 2019.

Правление НБУ вступилось за бывшую коллегу, да и вообще реформаторов из команды Порошенко. "Это уже не ряд инцидентов, это террор. Его цель — запугать реформаторов прошлых и нынешних, парализовать деятельность, заставить молчать", — заявляют в Нацбанке.

Более того, после серии инцидентов с Валерией Гонтаревой решение об отставке принял секретарь СНБО Александр Данилюк. В период национализации ПриватБанка он возглавлял Минфин, и экс-чиновнику, по всей видимости, не удалось избежать конфликта интересов с Игорем Коломойским и якобы приближенным к нему главой Офиса президента Андреем Богданом.

Ой, что будет

"В случае удовлетворения требования о признании недействительным договора купли-продажи происходит возвращение сторон в предыдущее состояние, которое имело место до заключения соглашения, — объясняет правовые механизмы Олег Горецкий, управляющий партнер ЮФ "Горецкий и Партнеры". Следовательно, возникает вопрос о судьбе облигаций внутреннего государственного займа, выпущенных для докапитализации банка на сумму около 155 млрд грн.

То есть речь может идти об уменьшении уставного капитала банка на указанную сумму и возвращении его к тому состоянию, которое послужило причиной введения временной администрации в 2016 году.

Fullscreen

В худшем случае. Неплатежеспособность ПриватБанка привела бы к банкротствам тысяч предприятий, резкому сокращению товарооборота

Если это произойдет, снова актуализируются риски, которых удалось избежать благодаря национализации. "Неконтролируемое падение ПриватБанка привело бы не только к гигантским потерям физлиц-вкладчиков, но и стало бы сильным ударом по экономике, — вспоминает ситуацию 2016 года Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии. — Неплатежеспособность ПриватБанка привела бы к банкротствам тысяч предприятий, резкому сокращению товарооборота и длительной дестабилизации розничной торговли в стране".

Однако в преддверии решения суда бежать к банкомату и вычищать все счета клиентам банка точно не стоит. Даже если 17 октября суд примет решение в пользу бывших акционеров, на ситуации в банке это никак не отразит­ся. "Это будет решение первой инстанции, которое будет обжаловано банком в апелляции, — заверили Фокус в ПриватБанке. — Решение первой инстанции не вступит в законную силу и не будет иметь никаких правовых последствий. Банк, его отделения, банкоматы, терминалы и онлайн-сервисы будут работать как обычно".

Олег Горецкий также обращает внимание на то, что правовые последствия этого спора зависят от окончательных решений по другим связанным делам. В их числе разбирательства между компаниями — имущественными поручителями ПриватБанка и НБУ, спор с аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers, тяжбы между Коломойским и НБУ, Кабмином и ФГВФЛ, касающиеся отмены почти всех решений о введении в банк временной администрации, увеличении уставного капитала, регистрации эмиссий акций и т. д. То есть пока весь этот клубок распутают, судьба ПриватБанка будет оставаться в подвешенном состоянии.

Невозможное возможно

Можно долго рассуждать о гипотетических последствиях возвращения ПриватБанка в состояние, в котором он находился в конце 2016 года. Однако, как ни парадоксально, решение суда о возврате права собственности на акции банка Коломойскому, вероятнее всего, будет невозможно выполнить по ряду причин.

Как отмечают в ПриватБанке, согласно Закону "О системе гарантирования вкладов физических лиц", после заключения договора купли-продажи акций неплатежеспособного банка и их передачи инвестору последнего нельзя лишить права собственности на приобретенные акции и они не могут быть истребованы в пользу предыдущего владельца. То есть решение суда в пользу бывших собственников, по сути, окажется незаконным.

Артур Мегеря, партнер L.I. Group, также считает, что подобное судебное решение невозможно реализовать на практике. То есть вернуть акции банка его предыдущим владельцам не получится, поскольку они были аннулированы, и Минфин вряд ли добровольно согласится выпустить новые акции только для того, чтобы передать их предыдущим владельцам. В связи с этим выполнение судебного решения, скорее всего, повлечет за собой ряд новых судебных процессов.

Вызывает сомнения у экспертов и юрисдикция рассмотрения спора. "Сегодня было бы уместно приостановить производство по делу до принятия постановления Большой палатой Верховного суда, поскольку вынесение решения с нарушением правил юрисдикции хозяйственных судов будет безусловным основанием для его отмены", — говорит Артур Мегеря.

Неразрешимый клубок правовых противоречий, который создается вокруг ПриватБанка, бывшие собственники могут использовать как инструмент "принуждения к миру", хотя сам Коломойский неоднократно говорил, что "никаких реальных переговоров и консультаций нет".

Наиболее вероятной ценой, которую придется заплатить за примирение, может стать денежная компенсация бывшим акционерам. Не зря в одном из интервью Игорь Коломойский заявлял о том, что ему нужен не ПриватБанк, а $2 млрд. Вероятнее всего, полученные в виде доли в капитале финучреждения, которую затем Коломойский попробует монетизировать. "Я хотел бы уточнить: нас интересует ПриватБанк, но если процесс урегулирования — такая сложность и это может вызвать турбулентность на финансовом рынке, то мы можем отказаться от этого. Все продается и все покупается", — сказал олигарх в эфире программы "Свобода слова с Савиком Шустером".

Однако, по словам Данилюка, даже такой вариант сотрудничества не радует МВФ. В любом случае, события вокруг "Привата" будут развиваться медленно и без резких движений. Поэтому рядовым вкладчикам вряд ли что-то грозит.