Чемодан без ручки. Почему депутатский мандат теряет свою магию

Related video

22 мая в ответ на отказ парламента рассмотреть президентский законопроект о новой системе выборов Владимир Зеленский написал в Facebook: "…Старые политики выбрали старую систему, потому что только она дает им шанс удлинить политическую жизнь. Они рассчитывают за деньги и гречку снова пролезть в Верховную Раду. Но я убежден, что они ошибаются. И даже в мажоритарных округах вы выберете новых политиков, способных изменить страну не на словах, а на деле. Так что? Сделаем их вместе? 21 июля!"

"Cделать их вместе" удалось на славу. Такой демократической зачистки политического поля в новейшей истории Украины еще не было. В первую очередь это касается голосования по мажоритарным округам, где избиратели практически не оставили камня на камне от тех, кто созыв за созывом окучивали свои округа, сеяли гречку, тратились на предвыборные детские площадки, концерты и пр.

Похоже, что и сами депутаты, и обслуживающие их "аналитики" с "политтехнологами" слабо учли магию нового бренда, под которым Зеленский пришел к власти при поддержке 73% проголосовавших. Поэтому парламентарии не торопились отменять мажоритарную систему, зная, что если не получится попасть в проходную часть партийного списка, то мажоритарка в любом случае вытянет.

Так произошло, к примеру, с Вадимом Новинским, который сперва де-юре возглавил сборную солянку из остатков "Оппозиционного блока", "Партии мира и развития", "Возрождения", партий "Доверяй делам" и "Наши", а потом, осознав, что на плаву это громоздкое плавсредство долго не удержится, пересел в мажоритарную шлюпку. И не прогадал.

Но так повезло не всем. По предварительным данным, в мажоритарных округах проиграли выборы более 110 действующих народных избранников. Что же касается нескольких десятков старых "счастливцев", которые все же проскочили, то, сохранив статус-кво, они вряд ли окажутся в привычной для себя среде обитания. Ведь монокоалиция "Слуги народа" — это не только создание единой триады президент — парламент — правительство, но и запуск парламентского принтера, который начнет ускоренно штамповать законы.

Среди приоритетов уже названы снятие депутатской неприкосновенности и антикоррупционный пакет, которые волшебный депутатский мандат автоматически превращают в чемодан без ручки. Кроме того, монокоалиция резко сокращает возможности допуска к бюджетным потокам и сводит на нет такую важную часть депутатского бизнеса, как "решалово".

Мажоритарка стала лакмусом реального отношения избирателей к своим кандидатам. Пример — ситуация в Харьковской области, где из 13 действующих депутатов выборы проиграли 11. Причем речь идет о таких тяжеловесах, как Писаренко, Грановский, Мысик, Святаш, Кацуба, Гиршфельд. Не говоря уже о том, что поддержку многим из кандидатов гарантировал многолетний харьковский мэр Геннадий Кернес, что не раз давало плоды. Но в этот раз что-то пошло не так и у Кернеса.

И Харьков — далеко не исключение. В Днепропетровской области проиграли 12 из 13. В Житомирской — пять из шести, включая "непотопляемых" Розенблата, Пашинского и Литвина. В Закарпатье пролетели два из трех "хозяев области", как их называют в СМИ, братьев Балог. В Запорожье не прошел "вечный депутат" Богуслаев. В Киевской области — Сольвар и Кононенко. В Одессе — Кивалов и Пресман. В Донецкой — Борис Колесников. В Полтаве — депутат Каплин. Во Львове — один из братьев Дубневичей. В Черновцах — лидер фракции "Народного фронта" Бурбак. А в Киеве из девяти депутатов уходящего парламента не прошел ни один.

Выплеснули ли избиратели с водой очищения тех, кто действительно был с 2014 года в Раде на своем месте? Вне всяких сомнений. Опыт, позиция, знания и трудолюбие некоторых народных избранников точно принесли бы пользу новой ВР. Но когда рубят лес, то летят и щепки.

Сумеют ли новоизбранные слуги народа стать профессионалами — никто не знает. Зато трудовую дисциплину они точно будут соблюдать. А еще — дружно жать нужную кнопку под руководством "старших товарищей".