Как победить русский мир

Победить русский мир может не реактивная артиллерия и высокоточное американское оружие, а ростки украинского, привитые жителям Донбасса

Художник - Василий Ложкин
Художник - Василий Ложкин
Related video

От жителей прифронтовой полосы можно услышать удивительные истории. О бронированных машинах с темнокожими солдатами, говорящими на английском. Об удивительном оружии, которого нет в украинской армии, но которым пользуются бойцы, говорящие "не по-нашему". Наконец, о рабах, которых уводят с собой солдаты Нацгвардии, мечтающие захватить для себя побольше земли в "плодородном Донбассе". Вы без труда найдете людей, которые лично все видели и все слышали. И дело здесь не только в провокаторах.

В книге польского писателя Марека Хласко "Красивые, двадцатилетние" есть такой эпизод. Лирический герой едет со своей подругой на машине и, остановившись на светофоре, замечает драку. В конце концов, один из дерущихся бьет другого ножом. Когда парень говорит об этом подруге, выясняется, что та вообще не видела драки, не то что поножовщины. Она была абсолютно уверена в том, что наблюдала за веселой потасовкой каких-то пьяниц, один из которых упал после дружеской затрещины, вот и все. Каждый видит то, что хочет видеть, заключает Марек Хласко. И если в твою картину мира не вписываются нож и драка, ты просто закрываешь на них глаза. То же самое происходит сейчас на востоке Украины.

Граница между русским миром и Украиной проходит не в зоне АТО, а в головах у жителей нашей страны

Граница между русским миром и Украиной проходит не в зоне АТО, а в головах у жителей нашей страны. Война с Россией показала, что в Украине живет немало людей, для которых все украинское не менее чужое, чем албанское или сомалийское. Для таких людей нет Украины. Для них есть только Малороссия с ее смешным "исковерканным, но все же русским языком", с песнями и мазанками с соломенными крышами, а еще с глупыми, ничем не подтвержденными претензиями на то, чтобы стать страной. Кстати, никто из таких людей не будет против того, чтобы называть эту окраину России не Малороссией, а Новороссией.

Могут ли эти люди признавать военные успехи Украины или замечать те бедствия, которые несет русский мир? Нет. Потому что Украины для них не существует, а к русскому миру принадлежат они сами. Они склонны искать причины любых бедствий в злоупотреблениях "на местах" либо в злодеяниях подлых "укров". Что делать жителю Донбасса, если Украины для него не существует? Только закрыть глаза на то, что не вписывается в его картину мира.

Я тоже вырос в русском мире, окончив русскую школу во Львове. Не знаю, специально ли насаждалось такое отношение, но в конце 1980-х — начале 1990-х многие русскоязычные люди в столице Галиции презирали все украинское. Мы, ученики русской школы, считали делом чести драки со сверстниками из украинских школ, которых, к слову, в городе тогда было не намного больше, чем русских. Мы били их за "бандеровщину", о которой не имели представления. За то, что они несли в себе культуру, которой мы не знали и которая для нас была сравнима с культурой африканских дикарей и не шла ни в какое сравнение с Великой Русской Культурой (все с прописной). За "дурацкую мову", навязываемую нам на уроках украинского языка, и бедную, на наш взгляд, литературу, которую нас заставляли изучать. Мои родители (к слову, оба русские филологи) были в шоке от моих идей, но я мало их слушал. Если бы в то время во Львове началась война, подобная нынешней, уверен, что и я, и большинство моих одноклассников, не раздумывая, встали бы на защиту русского мира.

Война в Донбассе – это в большей мере война между русской и украинской культурами, чем война между Украиной и Россией

На филфаке украинско-российского отделения Дрогобычского пединститута я постепенно растерял идеи русского мира. Тогда я по-настоящему, не по-школьному познакомился с творчеством Ивана Франко, Миколы Кулиша, Юрия Андруховича. Меня поразили стихи Васыля Симоненко, Олены Телиги и поэтов "Розстріляного відродження". Попав в украинскую культурную среду, я с удивлением открыл для себя карнавальное веселье вертепов, универсальность украинских народных танцев, подлинную красоту и современность украинской песни, казавшейся мне до этого безнадежно музейно-архаичной.

Война в Донбассе стала возможной на культурном изломе. По большому счету, это в гораздо большей мере война между русской и украинской культурами, чем война между Украиной и Россией. Когда к украинскому миру присоединились сторонники европейских ценностей, масштаб конфликта вырос до столкновения запада и востока. Но все равно, сердцевиной его остается внутренний, межкультурный конфликт.

Едва ли его способна разрешить реактивная артиллерия и сверхсовременное американское оружие. Победить русский мир можно, лишь прививая его адептам ростки украинской культуры. Если эти люди поймут ценность "другого мира", они больше не смогут поддерживать обманывающую их Россию. И тогда говорящие на непонятном языке смуглые парни в украинской военной форме окажутся закарпатскими венграми, натовское вооружение — модернизированными разработками винницкой компании "Форт", а мечтающие о землях Донбасса бойцы Нацгвардии — далекими от земельных вопросов коренными горожанами из Киева, Львова и Днепропетровска.