На голубом газу. Почему Украина проиграла Фирташу в суде

Отвоевав у "Нафтогаза" 11 миллиардов кубометров газа, год назад конфискованных Юлией Тимошенко, компания "РосУкр-Энерго" создала проблемы не только для Украины, но и для своих владельцев

Related video

Отбор 11 миллиардов кубометров спорного газа у "РосУкр-Энерго" (РУЭ) год назад вылился в серьезный конфликт, сопровождавшийся невиданными спецэффектами: "Альфой" в Нафтогазе, задержанием сотрудника энергетической таможни и тотальной войной Юлии Тимошенко против бизнесмена Дмитрия Фирташа. Возвращение голубого топлива "РосУкрЭнерго" прошло буднично. В новостной ленте появилось сообщение о том, что РУЭ выиграла у "Нафтогаза" иск в Стокгольмском арбитраже и государство обязано вернуть компании, находящейся в совместной собственности "Газпрома" и Дмитрия Фирташа, отобранные объемы газа плюс 1,1 миллиарда кубов пени.

Решение суда поставило Украину в сложное положение. Министр топлива и энергетики Юрий Бойко, которого часто называют компаньоном Фирташа, сказал свое решительное "нет" притязаниям РУЭ и "Газпрома": "Не будет отдачи ресурсов в таких объемах, потому что их просто неоткуда взять. Российские партнеры предупреждены, что мы не будем отдавать 11 миллиардов кубометров газа из собственного баланса. При любых обстоятельствах у нас его просто нет, мы страну не оставим без ресурса газа". Министр добавил, что и "Газпром", и Фирташ по неофициальным каналам извещены об этой позиции, а газовый магнат даже отнесся к ней с пониманием.

Правда, по сведениям источников Фокуса, в действительности "Нафтогаз" сделал все возможное для того, чтобы проиграть суд.

Игра в одни ворота

Отбор газа у "РосУкрЭнерго" завершил совместную операцию Владимира Путина и Юлии Тимошенко по устранению РУЭ из российско-украинской схемы газовых поставок. После подписания контракта между Тимошенко и Путиным "Газпром" переуступил "Нафтогазу" право требования $1,7 миллиардов долга. По схеме "Нафтогаз" выкупил у "Газпрома" долг за счет аванса, который российская госмонополия заплатила украинской компании за транзит своего топлива через Украину. Газ в подземных хранилищах был переоформлен на государство, с чем не согласились в РУЭ, обвинив "Нафтогаз" в саботировании поставок газа по своим контрактам. Около года юридическая фирма Magisters защищала интересы "Нафтогаза" в Стокгольме. Примечательно, что сразу же после смены власти "Нафтогаз" отказался от услуг этой компании, и дело было передано собственной юридической службе.

"Когда судьи начали получать только доказательства адвокатов РУЭ и молчание адвокатов "Нафтогаза", у них просто не оставалось выбора. Они приняли единственно возможное решение в споре, в котором обе стороны фактически играли в одни ворота", – считает источник Фокуса, близкий к Минтопэнерго. Действительно, нынешний глава "Нафтогаза" Евгений Бакулин считается человеком Юрия Бойко – они знакомы с конца 90-х годов по совместной работе в компании, владевшей на тот момент Лисичанским НПЗ. "Поэтому нынешняя риторика Бойко – это публичная игра. Все это не могло происходить без его ведома, как и без ведома Януковича", – добавляет источник.

Газовая головоломка

Теперь Украине предстоит решить, как выполнять решение суда. От этого зависит не только то, какой урон может быть нанесен бюджету страны или ее газовому балансу, но и то, каким образом газовые деньги поделят между собой влиятельные кремлевские и киевские бизнес-группы. На прошлой неделе в российской газете "Ведомости" появилась информация о том, что "Газпром" предложил Фирташу выкупить у госкомпании 50% акций РУЭ. По данным источников Фокуса, инициатива исходила от российского премьера.

"Самая простая схема в данном случае – просто продать возвращенный РУЭ газ на экспорт, разделив прибыль между бенефициарами компании", – утверждает в разговоре с Фокусом источник, близкий к Партии регионов. Эта схема предполагает ситуацию, при которой "Нафтогаз" идет с РУЭ по компромиссному пути, отдавая компании по 1–2 миллиарда кубов газа в месяц для продажи, а РУЭ поставляет их в разные страны Европы при содействии "Газпрома". "При этом особых проблем с балансом газа возникнуть не должно просто потому, что в дополнительном соглашении на 2010 год объем его закупки завышен примерно на те же 9–10 миллиардов кубометров", – отмечает один из специалистов газовой отрасли.

Впрочем, возвращенный газ может создать Фирташу некоторые проблемы. "Дело в том, что всем заинтересованным сторонам хочется получить деньги побыстрее, и чтобы их было побольше", – говорит источник Фокуса в "Нафтогазе". При консолидированной схеме продажи газа в спор вступают разнообразные финансовые интересы сторон. Например, в случае если газ будет продавать РУЭ, влияние на финансовые потоки станет оказывать один из исполнительных директоров компании Николай Дубик, брат начальника управления президента РФ по вопросам государственной службы Сергея Дубика, считающийся близким к нынешнему президенту России Дмитрию Медведеву. А "Газпром", которым руководит человек Владимира Путина Алексей Миллер, может официально претендовать разве что на дивиденды. Поэтому вопрос о выкупе Фирташем доли в "Газпроме" может расцениваться как определенная финансовая уступка главы российского правительства. Однако эта уступка, скорее всего, не понравится российскому президенту. Кроме того, не стоит забывать о том, что и украинской стороне хотелось бы получить деньги как можно быстрее. "Схема решения этого спора между Банковой, Кремлем и российским правительством пока окончательно не определена, – отмечает источник, близкий к Минтопэнерго. – Не исключено, что в счет долга Фирташу могут предложить собственность, которую он потом продаст вместе со своей долей в РУЭ "Газпрому", получив таким образом быстрые деньги. Схем масса, и пока непонятно, как стороны утрясут между собой все спорные моменты".

Пока стороны договариваются, как разделить газ, СБУ уже допрашивает по делу о нанесении материального ущерба государству бывшего первого замглавы "Наф­тогаза" Игоря Диденко. Практическую политическую пользу Банковая может получить еще до того, как будет решен вопрос о разделе газовых денег: дело об украденном у РУЭ газе станет еще одним аргументом в пропагандистской кампании регионалов, направленной против Юлии Тимошенко.

Сергей Высоцкий, Фокус