Удар милосердия. Какие угрозы государству несет инициатива Зеленского по расширению люстрации

Фото: prm.ua
Фото: prm.ua

Президент Владимир Зеленский предлагает провести люстрацию всех политиков и чиновников, которые находились у власти последние пять лет. Законопроект уже зарегистрирован в Верховной Раде и отмечен как неотложный. Фокус узнавал, на что в реальности сможет повлиять документ

Related video

12 июля был опубликован текст законопроекта о внесении изменений в закон об очищении власти. Документ был зарегистрирован 11 июля президентом Владимиром Зеленским как неотложный.

Согласно законопроекту, расширяется сфера действия закона о люстрации власти в редакции 2014 года на должностных лиц, включая выборные должности, которые они занимали с 23 февраля 2014 года до 19 мая 2019 года и не уволились по собственному желанию. Документ вводит десятилетний запрет занимать государственные должности лицам, в отношении которых применяется процедура люстрации. Все они разделены на 12 категорий. Среди них президент, премьер, первый вице-премьер и вице-премьеры, министры и руководители центральных органов исполнительной власти, не входящих в Кабинет министров. Кроме того, спикер парламента, его первый заместитель и заместитель, кандидаты в народные депутаты, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, всех местных советов, кандидаты на пост президента и должности сельских, поселковых и городских председателей и старост.

Отдельно выделены генпрокурор и его заместители, председатели Службы безопасности Украины и Службы внешней разведки и их заместители, начальник Управления государственной охраны, министр внутренних дел вместе с заместителями, а также руководители территориальных управлений вышеназванных ведомств. В оборонном секторе под люстрацию попадает начальник Генерального штаба – главнокомандующий ВСУ, секретарь Совета национальной безопасности и обороны, его заместители, руководители государственных, в том числе казенных, предприятий оборонно-промышленного комплекса, обществ, которые входят в концерн "Укроборонпром".

Важно
Надо поговорить. Что принесли первые переговоры Зеленского и Путина
Надо поговорить. Что принесли первые переговоры Зеленского и Путина

Зеленский предлагает подвергнуть люстрации также председателей Национального банка, Антимонопольного комитета, Фонда госимущества, Госкомитета по телерадиовещанию, руководителей налогового и таможенного органов, налоговой милиции и их структурных подразделений, глав администрации президента, Государственной судебной администрации, руководства Госуправления делами, секретариата Кабинета министров, правительственного уполномоченного по антикоррупционной политике, а также их первых заместителей и заместителей. Люстрация будет применяться ко всем членам бывшего Высшего совета юстиции, Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей, судьям, принявшим решение с допущением нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, констатированных в решении Европейского суда по правам человека.

Кроме возможности занимать государственные должности, лица, в отношении которых применяется люстрация, лишаются права заниматься адвокатской деятельностью.

Следует отметить, что согласно предложению Зеленского, все вышеназванные лица способствовали узурпации власти бывшим президентом Виктором Януковичем. Поскольку эта норма действующего закона остается без изменения.

Перед внесением законопроекта в парламент глава государства записал видеообращение. По его словам, он ежедневно общается с чиновниками разных уровней и понимает: это — "безнадежный диагноз".

"Бело-синие, красно-белые, оранжевые, бордовые, розовые. На самом деле, они все одной масти. Им всем фиолетово", – утверждает Зеленский.

Вынужденная мера

Напомним, закон об очищении власти вступил в силу 16 октября 2014 года. Он был принят в сентябре того же года голосами 231 народного депутата. Перед этим под Верховной Радой несколько дней подряд проходили демонстрации с требованиями принять закон.

Функции по очищению власти и восстановления доверия к государственным органам были возложены на Министерство юстиции, в структуре которого был создан департамент по вопросам люстрации. В ноябре 2014 года в Конституционный суд поступило обращение 47 народных депутатов с просьбой определить соответствие нормы закона Конституции. КС продолжает рассматривать обращение депутатов по сегодняшний день. В январе 2015 года в закон были внесены изменения, которые предусматривали единоличное право президента отменять люстрацию в отношении военнослужащих и сотрудников силовых ведомств.

Бывший директор департамента люстрации (2014-2016 годы) Татьяна Козаченко говорит, что в 2014 году закон о люстрации был требованием общества в ответ на действия государственного аппарата, которые привели к жертвам на Майдане. По ее словам, после бегства чиновников и политиков, необходимо было решить вопрос отстранения их от должностей.

"Тогда была другая ситуация, мы досрочно выбирали президента. Сейчас у Зеленского уникальная возможность сформировать свое большинство в новой Раде, а его инициатива люстрации выглядит, как угроза стать инструментом борьбы с политическими противниками. Кроме того, включение в него избирательных должностей нарушает право выбирать и быть избранным", – предупреждает Козаченко Фокус.

Инициатива президента расширить действие закона о люстрации вызвала критику со стороны послов стран "Большой семерки". В заявлении, опубликованном на официальном Twitter-аккаунте, говорится, что ответственность за злоупотребление властью – правильный шаг, но нынешнюю ситуацию в Украине нельзя сравнивать с 2014 годом.

"Избирательные изменения и политическая ротация являются нормой в демократических странах, в отличие от возложения запретов на всех участников исполнительного и законодательного процесса управления. С 2014 года мы имели возможность приветствовать прогресс в реформировании ряда важных сфер. Привлечение к ответственности виновных в злоупотреблении служебным положением является правильным шагом. В то же время, по нашему убеждению, теперешняя ситуация в Украине не сравнима с той, которая имела место после Революции Достоинства", – отмечается в заявлении послов G7.

Светлое будущее

По словам Козаченко, в 2014 году из 700 тыс. чиновников, под нормы закона о люстрации попадало не больше пяти тысяч, из них около тысячи уволились сами. Их данные внесены в реестр.

"Складывается впечатление, что закон о люстрации был неинтересен власти, президент Порошенко за пять лет ни разу не прокомментировал его. Более того, в его нарушение, он назначал Алексея Днепрова в АП и Сергея Кузьменко в Кировоградскую ОГА. Конституционный суд должен был в течение одного месяца рассмотреть обращение, а уже четвертый год не может ничего решить", – рассказывает Фокусу Козаченко.

Первый заместитель парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Леонид Емец объясняет, что технически законопроект не может быть принят Верховной Радой VIII созыва. Суть в том, что после регистрации документа, регламент отводит две недели для внесения альтернативных проектов. Инициатива президента была внесена 11 июля, а 12 июля председатель Верховной Рады Андрей Парубий официально закрыл десятую сессию парламента.

"Президент сейчас делает и говорит, то, что ему необходимо и хотят услышать. Но если законопроект не будет проголосован в первом чтении, он уже не переносится в следующий созыв. Президенту, если у него есть такая инициатива, нужно вносить документ уже в новый созыв парламента", – говорит Емец Фокусу.

Следующая сессия Верховной Рады должна состояться через 45 дней. 21 июля должны состояться внеочередные выборы народных депутатов, результаты которых будут установлены до 5 августа включительно. Через десять дней после публикации результатов выборов, председатель парламента собирает подготовительную группу новоизбранных народных депутатов для подготовки к первому заседанию Верховной Рады IX созыва.