Генеральная линия. Какую политику станет проводить новый генпрокурор после ухода Луценко

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Генеральный прокурор Юрий Луценко заявил о намерении подать в отставку, как только Верховная Рада IX созыва приступит к работе. Фокус разбирался, какие задачи выйдут на первый план у нового руководителя Генпрокуратуры

Related video

В эфире "Радио НВ" Юрий Луценко напомнил, что обещал президенту Владимиру Зеленскому написать заявление об отставке сразу после начала работы нового парламента.

"Я готов к этому. Жду имя спикера. Как только парламент соберется, сформирует руководящие органы парламента, я внесу заявление об отставке по собственному желанию", – обещает генпрокурор.

При этом Луценко напоминает, что за время его руководства ГПУ удалось вернуть в государственный бюджет $4 млрд, присвоенные бывшим президентом Виктором Януковичем и его окружением.

Следует отметить, что Луценко не первый раз обещает подать в отставку. В сентябре 2018 года он говорил, что напишет заявление об отставке сразу после выборов президента. Но в апреле 2019 года взял свои слова обратно.

"По закону, генпрокурор не складывает полномочия после избрания нового президента. Но президент может инициировать мою отставку. И если парламент его поддержит, он может внести новую кандидатуру. Я считаю, что Генпрокуратура сейчас работает эффективнее, чем когда-либо. Но за кресло, конечно, не держусь. К такому испытанию готов. Последний раз за мою отставку проголосовали 38 депутатов", – говорит Луценко в одном из многочисленных интервью.

В мае 2019 года президент Зеленский в своей инаугурационной речи обратился к парламенту с просьбой уволить генерального прокурора.

Напомним, для назначения Луценко на должность генпрокурора были внесены изменения в закон о прокуратуре. Из него была исключена норма о необходимости наличия высшего юридического образования у претендента на пост генпрокурора. Сразу после своего назначения на должность, в мае 2016 года, Луценко сказал, что пришел в Генпрокуратуру только на полтора года.

Закон не писан

Согласно действующему законодательству, вопрос увольнения и назначения генпрокурора относится к полномочиям президента, но для этого требуется согласие Верховной Рады. Генпрокурор может быть уволен по собственному желанию, на основании представления Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров или Высшего совета правосудия или наличия задолженности по уплате алиментов на содержание ребенка. Кроме того, парламент может выразить ему недоверие. Для этого необходимо собрать подписи трети народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады (150 человек) и поддержать соответствующее постановление 226 голосами, как минимум.

Старший научный сотрудник Института государства и права Николай Сирый утверждает, что Конституция Украины гарантирует Луценко пребывание на должности в течение шести лет. На сегодняшний день законных оснований для его увольнения нет, отмечает эксперт.

"Он имеет законное право оставаться на своей должности. Но очевидно, что потеряв политическую поддержку, он ищет вариант так называемого "мягкого выхода", по собственному желанию", – делится с Фокусом своими наблюдениями Сирый.

Бывший прокурор Владимир Петраковский обращает внимание Фокуса на то, что, несмотря на изменение профильного закона, Луценко все равно занимает должность с нарушением.

"Закон изменили, норму о юридическом образовании для генпрокурора убрали, а потом юристы АП читали его, как хотели, сами. По закону, генпрокурор – это такой же прокурор, как и остальные, но он занимает высшую административную должность в Генпрокуратуре. Базовым требованием для прокурора является наличие соответствующего образования, которого у Луценко не было", – объясняет он Фокусу.

Задачи на будущее

В окружение президента пока не называют конкретного кандидата на должность генпрокурора. Хотя в конце июля Зеленский говорил, что заместитель руководителя офиса президента Руслан Рябошапка рассматривается им как один из претендентов на кресло генпрокурора. В СМИ также фигурируют имена руководителя ОП Андрея Богдана и бывшего заместителя генпрокурора Владислава Касько как вероятных кандидатов на высокий пост. Последнего Зеленский ввел в состав комиссии по вопросам правовой политики для наработок правовых основ для реинтеграции в единое конституционое пространство Украины оккупированных территорий.

По словам Сирого, вне зависимости от личности будущего генпрокурора, перед ним будут стоять те же задачи – реформирование правосудия и правоохранительных органов.

"К новому генпрокурору много требований. Он должен понимать, как работает юридическая система, иметь поддержку в профессиональной среде, политикуме и обществе", – рассказывает Фокусу Сирый.

Бывший заместитель генерального прокурора Алексей Баганец предполагает, что новый генпрокурор будет инициировать изменения в законодательство, регламентирующее деятельность антикоррупционных органов.

"Бывшая власть создавала неподконтрольные САП и НАБУ, а вышло, что они получились бесконтрольными. Нужно менять не только лица, но и нормативные документы", – предупреждает Баганец Фокус.

Напомним, согласно закону о прокуратуре, генпрокурор может уволить своего заместителя – руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) только по рекомендации Совета прокуроров Украины после вступления в законную силу судебного решения о привлечении прокурора к административной ответственности за коррупционное правонарушение, а также при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении прокурора. Отметим, что закон о прокуратуре фактически блокирует работу САП в случае увольнения ее руководителя. До назначения нового главы никто не может исполнять его обязанности.

По замечанию Петраковского, будущий генпрокурор будет зависеть от команды своих заместителей, что ставит под угрозу его независимость.

"Для изменений законодательства необходима лояльность и поддержка парламента. Есть угроза, что начнутся политические игры с ОП и Радой в обмен на должности. Генпрокурор, если он будет без опыта, вынужден будет опираться на заместителей, которые могут быть навязаны ему", – делится сомнениями с Фокусом Петраковский.

Стоит отметить, что при президенте Петре Порошенко были назначены три генеральных прокурора. В июне 2014 года Генпрокуратуру возглавил Виталий Ярема. В феврале 2015 года его сменил Виктор Шокин, который занимал должность до апреля 2016 года, когда на смену ему пришел Юрий Луценко.