Дьявол в деталях. Почему отмена неприкосновенности не всем нравится и сядут ли депутаты

Фото: Сергей Нужненко/radiosvoboda.org
Фото: Сергей Нужненко/radiosvoboda.org

3 сентября Верховная Рада Украины проголосовала (373 "за") за отмену депутатской неприкосновенности

Related video

Казалось бы, программа президента Зеленского по перекраиванию Конституции успешна начата. Но эксперты предупреждают: в связи с грубыми нарушениями процедуры принятия закона Конституционный Суд может признать его неконституционным. И тогда все вернется на круги своя: депутаты обретут иммунитет, а у Владимира Зеленского окажется невыполненное обещание.

Дьявол в деталях

Как разъясняет экс-заместитель главы ЦИК Андрей Магера, загвоздка в следующем. Первая сессия Верховной Рады нового созыва (т.е. та, которая состоялась 29 августа) не является очередной. А изменения в Конституцию парламент вносит на двух очередных сессиях. Иными словами, голосование 29 августа – не считается. А раз так, то и принятие законопроекта №7203 утрачивает всякий смысл. Каковы последствия такой ситуации? Конституционный Суд вполне может застопорить новопринятый закон. Депутат предыдущих созывов Олег Ляшко, например, убежден в том, что именно так все и произойдет – рано или поздно.

А нардеп Михаил Папиев, многолетний член Регламентного комитета Рады, отмечает, что на его памяти было немало случаев, когда КСУ признавал законы неконституционными, не имея претензий к их содержанию, но лишь к процедуре принятия. Вполне возможно, что и с депутатским иммунитетом история повторится. Правда, текст закона №7203 уже прошел горнило конституционалистов – еще в 2018 году данный законопроект признали соответствующим Основному закону. Но из-за допущенных нарушений все усилия власти могут быть перечеркнуты.

Впрочем, пока закон принят. Согласно ему, из статьи 80-той Конституции Украины убрали положения о том, что народный депутат Украины пользуется неприкосновенностью и без согласия Верховной Рады не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или задержан. Интересно, что вступление новой нормы в силу отложено до 1 января 2020 года. Что, кстати, также нарушает процедуру внесения изменений в Конституцию. Откуда взялось положение об отсрочке? Именно так был написан этот законопроект еще при президентстве Петра Порошенко. Зеленский просто взял готовый текст своего предшественника, вместе со всеми его плюсами и минусами.

"За" и "против"

Кстати, о Порошенко. Теперь экс-президент изменил свое мнение о законе №7203. Как объясняет сам Петр Алексеевич, его проект сочла несовершенной Венецианская комиссия, решившая, что "полная отмена депутатского иммунитета в странах с уязвимой демократией, какой является Украина, может быть опасной для функционирования и автономии парламента". Решение "Венецианки" действительно существует – оно вписано в выводы КСУ, принятые по этому делу.

Итак, первый контраргумент касательно отказа от иммунитета – это уязвимость парламента. Второй довод заключается в том, что, снимая неприкосновенность с депутатов, следует одновременно избавить от аналогичного "щита" и президента. Но, помимо этого, необходимо также позаботиться о правовых механизмах защиты депутатов от преследования за политические взгляды. На этом настаивает фракция "Оппозиционной платформы" – единственная, которая целиком и полностью отметает идею со снятием иммунитета.

Каковы же тогда аргументы "за"? Со стороны власти они, естественно, сводятся к выполнению данных обещаний и соответствию народным чаяниям. Как отмечает нардеп Богдан Яременко из фракции "Слуга народа", "стратегически это очень неоднозначное решение, но поскольку это четкое и фактически бескомпромиссное требование общества, оно должно было быть выполнено вне всяких сомнений. Впрочем, как иначе заработать моральное право принимать решения, которые, возможно, не всем в обществе понравятся".

Руководитель центра "Третий сектор" Андрей Золотарев напоминает Фокусу, что на данный момент отмену неприкосновенности поддерживают 80% украинцев. И хоть сам эксперт называет данный вопрос "политическим фуфелом", для него принятие данного решения является вполне объяснимым. "Народ этого хочет, а кто пойдет против народа? Это было бы политическое самоубийство", – добавляет директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Но просто принять закон об отмене депутатской неприкосновенности (и даже отстоять его в КСУ) еще недостаточно. Важно, чтобы закон заработал, а потенциальные преступники не смогли избежать наказания. Но именно здесь и может произойти заминка.

А будут ли посадки?

Украинский парламент знает прецеденты, когда депутатов лишали иммунитета без всякого специального закона. Достаточно было Генпрокуратуре сделать обоснованный запрос. "Сколько депутатов прошлого созыва, с которых сняли депутатскую неприкосновенность, были привлечены к ответственности? Проблема заключается в правоохранителях и судах, которые боятся возбуждать дело и преследовать преступника", – говорит Фокусу заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко.

Эксперт прав: если говорить о Верховной Раде VIII созыва, то за время ее существования иммунитет сняли с многих депутатов. В частности, в 2015-2016 годах неприкосновенности лишились Олег Царев, Сергей Клюев, Сергей Мельничук, Игорь Мосийчук, Александр Онищенко и Вадим Новинский. В 2017-м – Андрей Артеменко, Евгений Дейдей, Олесь Довгий, Андрей Лозовой, Максим Поляков, Борислав Розенблат, Михаил Добкин, Евгений Бакулин и Надежда Савченко. Кстати, Савченко – единственная, кто действительно отсидел в СИЗО. (И при этом благополучно оттуда вышла). Дело, возбужденное против Савченко с такой помпой и громкими развенчаниями, пока не закончилось ничем.

Таким образом, отмена депутатской неприкосновенности – еще не панацея от ТОП-коррупции и иных преступлений, совершаемых представителями законодательной власти. Но, как отметил Вадим Карасев, "популистическая революция продолжается", а это значит, что законы, подобные №7203, будут приниматься и в дальнейшем.