Вся власть – народу. Зачем Зеленский перекладывает ответственность с депутатов на рядовых граждан

Фото: Михаил Палинчак
Фото: Михаил Палинчак

Статья 93 Конституции гласит, что право законодательной инициативы в Верховной Раде принадлежит президенту, народным депутатам и Кабинету министров. Законопроект Зеленского добавляет к субъектам законодательной инициативы "народ". Верховная Рада 338 голосами постановила направить в Конституционный суд проект закона "О внесении изменений в статью 93 Конституции Украины (относительно законодательной инициативы народа)". Фокус разбирался, с какой целью президент Владимир Зеленский готов наделить народ дополнительными конституционными правами, которые дублируют функцию народных депутатов

Related video

Законопроект президента Владимира Зеленского рассматривался в сессионном зале Верховной Рады 3 сентября. Получить общее представление о позиции партии "Слуга народа" и главы государства можно, ознакомившись с тезисами, прозвучавшими во время обсуждения документа.

Что есть народ

Примечательно, что в выводе профильного комитета, проводившего антикоррупционную экспертизу проекта закона, содержится ремарка: "С целью избежать неоднозначную трактовку (понимание) формирования понятия "народ", комитет считает целесообразным определить такое понятие".

О чем разговор

Из доклада представителя президента в КС Федора Вениславского можно сделать выводы о причинах появления законопроекта:

  • внесение изменений в статью 93 Конституции – это один из элементов расширения народовластия в стране, обещанного президентом Зеленским
  • идею народовластия закрепляет статья 5 Основного закона, в которой отмечается, что "носителем суверенитета и единым источником власти является народ", а статья 69 продолжает: "народ осуществляет свою власть через выборы, референдум и другие формы непосредственной демократии". Иными словами, законопроект №1015 должен закрепить право народа инициировать принятие законов Верховной Радой. Количественные показатели представителей широких народных масс, желающих принять участие в законотворчестве (например, количество подписей), а также сама процедура будут обозначены в отдельном законе
  • порядок реализации права народа не нужно прописывать в Конституции, поскольку он является "вопросом законодательного регулирования"
  • законопроект не подменяет референдарный процесс – народовластие осуществляется через выборы и референдум. Речь идет лишь об "одной форме демократии"
  • реализовать право на внесение законопроектов можно будет благодаря программе "Государство в смартфоне" посредством электронных носителей информации.
  • Конституция Украины предусматривает случаи особых субъектов реализации законодательной инициативы. К примеру, право подавать проект закона о Государственном бюджете имеет исключительно Кабинет министров. Поэтому законопроект, которым вносятся изменения в статью 93 Конституции, предлагает формулировку: "в порядке и случаях, предусмотренных Конституцией и законами Украины".

Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам правовой политики Ольга Совгиря утверждает, что в мировой практике известны две формы сбора подписей под народной законодательной инициативой: фиксированное количество граждан или определенный процент от количества избирателей, которые выступают с конкретной инициативой. "В законопроекте, который будет внесен на развитие положений закона о внесении изменений в Конституцию, будет определена одна из этих форм. Думаю, в частности, через привлечение граждан к этому процессу будет выбрана наиболее эффективная форма в данных условиях", – говорит Совгиря.

Народный депутат обращает внимание, что электронные петиции подаются для рассмотрения заявлений, предложений, жалоб, социально-политических и экономических вопросов, а "предметом законодательной инициативы народа являются проблемы, которые необходимо урегулировать на уровне Конституции, соответствующего закона".

"Конституция – это основополагающий документ, и все процедуры, связанные с реализацией ее положений, будут выписаны в соответствующем законе", – заверяет Совгиря.

Есть вопросы

Во время обсуждения законопроекта Зеленского народные депутаты, не входящие в правящее большинство, пытались добиться ответа от докладчика. Например, почему не подается на рассмотрение Верховной Рады закон о референдуме, который и есть элементом прямого народовластия?" (от имени внефракционных депутатов).

Почему параллельно с законопроектом №1015 на рассмотрение КС не направляется проект закона, которым бы законодательно регулировались случаи и порядок реализации народом права законодательной инициативы? (депутатская группа "За майбутне").

Речь идет о представительной демократии, соответственно, в Конституции должен быть обозначен помимо слова "народ" субъект инициативы, механизм ее реализации, в то же время "оппозиция лишается права советоваться с народом" ("Европейская солидарность").

Если полностью выполнять статью 5 Конституции, то нужно детализировать статью 6, предусмотрев участие народа в судебной власти. Статья 72 регламентирует проведение всеукраинского референдума по народной инициативе после сбора 3 млн подписей, при этом должно быть собрано не менее 100 тысяч подписей в двух третях областей. Это обусловлено тем, чтобы нельзя было назвать "народом Украины отдельную часть территориального представительства". Почему бы не прописать в Конституции равное представительство всех административно-территориальных единиц Украины? ("Оппозиционная платформа – За життя").

"Если мы стремимся, чтобы Украина стала членом ЕС, нам нужно развивать институты прямой демократии", – заявил народный депутат Александр Мережко ("Слуга народа").

"Нельзя перекладывать полномочия на людей"

Член совета Реанимационного пакета реформ и эксперт по вопросам децентрализации Анатолий Ткачук утверждает, что в Конституцию вообще не нужно вносить изменений, поскольку "все проблемы, которые возникали в XX столетии, в частности, в Италии и Германии, возникли через народовластие".

"Есть парламент, который должен принимать законы, и для этого есть депутаты. Нельзя перекладывать полномочия на людей. Сейчас в Европе нигде нет народовластия. Италия и Германия – яркий тому пример. Они заплатили за плебисциты дорогую цену, и теперь их не используют", – напоминает Фокусу Ткачук, добавляя, что если Украина не учится на уроках прошлого, она будет вынуждена их пережить в будущем.

Координатор Центрального офиса реформ при Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Иван Лукеря говорит Фокусу, что у народа есть право опосредованной законодательной инициативы.

"Есть понятие прямой демократии, когда отдельные законы могут приниматься путем прямого голосования, когда община инициирует решения через местный референдум. Со временем эти вопросы нужно урегулировать, но нецелесообразно предусматривать механизм законодательной инициативы со стороны народа", – рассказывает эксперт, обращая внимание Фокуса, что ему неизвестны положительные примеры практик законодательных инициатив народа.

В качестве показательного примера Лукеря приводит референдумы, которые использовал в своих целях гитлеровский режим. "Народовластие и право инициативы – разные вещи, поскольку на референдум выносятся определенные вопросы, за которые люди должны прийти на участки и проголосовать. Лучше урегулировать качественную работу электронных петиций, установить более высокий порог, ввести подпись в электронном виде", – предлагает Фокусу Лукеря.

Председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко рассказывает Фокусу, что внесению "народного законопроекта" предшествует петиция, подписанная 100 тыс. избирателей в каждой из не менее чем в двух третях областей страны. То есть, процедура в конституциональном аспекте аналогична проведению референдума.

"Норма должна быть полностью прописана в Конституции. Авторы сделали ход конем, указав, что право принадлежит просто народу, а в отдельном законе будет расписана процедура. Это неправильно. Если не предусмотреть равномерного сбора подписей по всей территории Украины, отдельные области получат право навязывать законопроекты в своих интересах. В итоге Верховная Рада будет только и заниматься рассмотрением таких законодательных инициатив", – предупреждает Фокус юрист-конституционалист.

Кроме того, отмечает Колиушко, было ошибкой ссылаться в тексте законопроекта на несуществующий проект документа. "Если право президента, Кабмина реализуются в порядке, определенном отдельным законом, то открывается поле для политической борьбы. Так, например, можно прописать, что парламентское большинство может ограничить права президента, или расширить сферу обязанностей главы государства, которыми он имеет право заниматься и так далее. Эта редакция дает право законом ограничивать через установление случаев и порядка реализацию права законодательной инициативы президента, Кабинета министров, народных депутатов", – делится с Фокусом наблюдениями Колиушко.