В ожидании Армагеддона. Насколько реальна астероидная угроза и как человечество может от нее защититься

Кадр из фильма "Армагеддон"

Около 66 миллионов лет назад падение метеорита положило конец существованию динозавров. Насколько велики шансы, что подобная участь постигнет человечество, и есть ли у ученых план на такой случай, разбирался Фокус

Не проходит и месяца без сообщений в СМИ об очередном астероиде "судного дня", который грозит протаранить нашу планету, а заодно и стереть с ее лица человечество. Ученым из NASA и других космических агентств остается только опровергать эти домыслы, объясняя, что вероятность столкновения с любым космическим телом из списка потенциально опасных в ближайшие 100 лет стремится к нулю. Это не значит, что астероидной угрозы не существует, просто исходит она не от хорошо известных объектов, траектории которых просчитаны на века вперед, а от тех, что успешно прячутся от телескопов.

Невидимый гость

18 декабря 2018 года над Беринговым морем у российского полуострова Камчатка вспыхнул гигантский огненный шар – это на высоте 26 километров взорвался астероид. Хотя его размер не превышал 10 метров, мощность взрыва составила 173 килотонны в тротиловом эквиваленте – в 10 раз больше, чем от атомной бомбы в Хиросиме. Астероид подобрался к Земле абсолютно незаметно: NASA засекло его только на входе в атмосферу. По счастливой случайности, все произошло над открытым морем, вдали от населенных пунктов, но так бывает не всегда.

Астероид, который в 2013 году вспыхнул над Челябинском, тоже был не очень большим – около 20 метров, однако по мощности взрыва в 20-30 раз превзошел хиросимскую бомбу. Никто не погиб, но более тысячи человек получили травмы, в основном из-за осколков стекол, выбитых ударной волной. В тот раз телескопы тоже до последнего не замечали приближение опасного объекта.

Почему так происходит? Дело в том, что главная маскировка подобных астероидов – их скромные размеры. "Высматривать такие объекты – все равно, что искать черную кошку в темной комнате", – говорит американский популяризатор науки Билл Най, основавший Планетарное сообщество, которое, среди прочего, изучает и астероидные угрозы.

Чем больше космическое тело, тем больше солнечного света оно отражает, соответственно, телескопам проще его разглядеть. Но даже более крупные астероиды могут обхитрить приборы, если приближаются к Земле со стороны дневного неба, где телескопы не могут работать эффективно из-за сильной засветки.

Если бы знаменитый Тунгусский метеорит вошел в атмосферу Земли на 3 часа позже, он уничтожил бы Москву

Знаменитый Тунгусский метеорит, взорвавшийся в 1908 году над Сибирью, был далеко не гигантским по космическим меркам – от 60 до 190 метров в диаметре. Тем не менее, этого хватило, чтобы выжечь тысячи квадратных метров безлюдной тайги. Если бы он вошел в атмосферу Земли всего на три часа позже, то уничтожил бы Москву.

Можно сказать, что в астероидной "русской рулетке" удача пока на стороне человечества. Динозаврам повезло меньше: падение 10-километрового метеорита они не пережили, как и 75% других видов животных. Метеорит угодил в полуостров Юкатан и неглубокие воды Мексиканского залива. Из-за этого в атмосферу попали колоссальные объемы углеводородов из минеральной глины, и Землю окутала черная завеса пыли, плохо пропускающая солнечные лучи. Началось глобальное похолодание, а с ним и массовое вымирание. Если бы метеорит упал в глубокие воды океана, последствия могли бы быть менее фатальными.

"Мы нашли все ближайшие астероиды такого размера. Они нам не угрожают", – успокаивает общественность Пол Чодас, который руководит группой по поиску астероидов в NASA. Но он предупреждает, что и километровый астероид может наделать много бед, если упадет в неудачном месте.

Ежедневно Землю бомбардируют около 100 тонн космического материала. К счастью, по большей части это лишь пыль и совсем мелкие объекты, которые просто сгорают в атмосфере без шансов долететь до поверхности планеты. Тем не менее, по словам Билла Ная, поблизости кружат и сотни тысяч потенциальных "космических убийц". Задача ученых – найти их, пока не стало слишком поздно.

Вглядываясь во тьму

Задумывались ли вы, почему так сложно прихлопнуть надоедливую муху? Секрет в ее фасеточных глазах, напоминающих многогранные линзы, которые позволяют одновременно сканировать окружающее пространство со всех сторон. Астрономы из Европейского космического агентства (ESA) считают, что людям стоит взять эту технологию на вооружение, пока нас самих не прихлопнул метеорит.

Они разрабатывают новейший телескоп Flyeye ("глаз мухи") специально для вычисления астероидов. Существующие телескопы, как правило, предназначены для наведения на конкретные объекты, а не для прочесывания обширных участков неба. В отличие от них Flyeye сможет похвастаться широким полем обзора, разбитым на 16 изображений.

В 2020-м первый "мушиный глаз" появится на Сицилии, а со временем такие телескопы могут распространиться по всему миру – ESA

Строительство телескопа почти завершено, и уже в 2020 году его планируют установить в горах на полуострове Сицилия, где световое загрязнение минимально. Если прототип докажет свою эффективность, ученые установят сеть таких "мушиных глаз" по всему миру, чтобы они могли обнаруживать все космические объекты размером более 40 метров как минимум за три недели до их приближения к Земле.

Но что делать, если телескопы действительно увидят опасный астероид? Плохие новости: четкого плана спасения пока нет.

Крепкие орешки

В фильме "Армагеддон" 1998 года персонаж Брюса Уиллиса спас человечество, взорвав астероид ядерной бомбой. Новое исследование, проведенное учеными из Университета Джонcа Хопкинса в Балтиморе, показало, что в реальной жизни этот подвиг был бы напрасным: большие астероиды не так-то легко расколоть, даже ядерным взрывом.

"Мы привыкли думать, что чем объект больше, тем легче его разрушить. Но в случае с астероидами это правило не работает", – говорит автор исследования Чарльз Эль Мир.

В начале 2000-х годов ученые смоделировали ситуацию, когда в астероид диаметром 25 километров врезается объект диаметром один километр на скорости пять километров в секунду. Тогда все говорило о том, что гигантский космический булыжник разлетится на куски. Теперь Эль Мир с коллегами попробовал проверить эту версию, добавив в исходные данные скорость образования трещин в небесном теле. Выяснилось, что астероид бы сильно потрепало, но все же он остался бы целым.

Уже через секунду после удара по нему пошли бы миллионы трещин. Однако в последующие часы гравитационное притяжение стянуло бы фрагменты вокруг ядра и не дало бы глыбе развалиться на части. Но даже если астероид удастся расколоть, этот вариант слишком рискованный: практически невозможно рассчитать силу удара или взрыва таким образом, чтобы в итоге Землю не засыпало опасными осколками.

Идем на таран

К счастью, грубая сила – не единственный придуманный учеными способ обезвредить подозрительные астероиды. NASA предлагает изменять опасные траектории космических объектов, тараня их космическими аппаратами. Метод будет испробован уже в 2021 году в рамках миссии DART (Тестовое перенаправление двойного астероида).

Целью станет Дидимун – 160-метровый спутник астероида Дидимоса, который вращается вокруг Солнца между Землей и поясом астероидов. Он ничем не угрожает нашей планете, но является удобной мишенью для космических "учений". Исследователи уже приступили к окончательному проектированию и постройке "тарана".

Путешествие к Дидимуну займет больше года, и почти до самого конца команде придется направлять аппарат вслепую. "Это самый крошечный объект, к которому когда-либо отправляли зонды", – говорит один из руководителей миссии Энди Ченг, главный научный сотрудник космического отдела Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса.

При этом аппарату предстоит врезаться в него на скорости почти 6 километров в секунду. Если все пройдет по плану, орбитальная скорость атакованного астероида должна измениться примерно на 1 сантиметр в секунду. Это кажется несущественным, но, по словам представителей NASA, если проделать такое с потенциально опасным астероидом за несколько лет до прогнозированного столкновения с Землей, то в "судный день" он благополучно пролетит мимо.

По горячим следам наблюдать за результатами эксперимента будет кубсат, разработанный Итальянским космическим агентством. А позже навестить астероид отправится Hera – космический аппарат ESA, оснащенный cистемой полностью автономного управления. В отличие от обычных космических кораблей, Hera сможет работать в режиме реального времени, не тратя драгоценные минуты на ожидание и обработку команд с Земли. Ему предстоит очень близко подлететь к Дидимуну и сделать снимки ударного кратера, оставленного "коллегой" из NASA.

Создатели "Геры" утверждают, что аппарат станет "пионером беспилотных технологий в дальнем космосе" – ESA

DART станет первой миссией, направленной не на исследование астероидов, а на защиту от них.

Команда верит в успех операции, но предупреждает, что на данный момент технологию тарана тестировали только в лабораторных условиях на сантиметровых объектах. Сработает ли она с настоящими астероидами, пока можно только гадать. Нам же остается только надеяться, что ученые придумают эффективную стратегию спасения раньше, чем на Землю нацелится по-настоящему опасный астероид.