По просьбам NASA. Как превратить низкую околоземную орбиту в прибыльное место

Фото: NASA
Фото: NASA

12 частных компаний предложили NASA различные способы получения прибыли за счет ведения деятельности на низкой околоземной орбите. Каким образом они хотят превратить освоение НОО в выгодное предприятие, рассказывает Фокус

Related video

Освоение космоса – затратное занятие. Ежегодно NASA просит у американских властей миллиарды долларов, чтобы расширять границы человечества за пределы нашего голубого шарика. Однако космос может не только поглощать деньги, но и приносить их. В агентстве это осознают. И чтобы понять, как можно превратить расходы в доходы, агентство обратилось к частникам.

В прошлом году NASA выбрало 13 компаний, чтобы те придумали, как вести коммерческую деятельность на низкой околоземной орбите, а заодно и нашли, чем занять Международную космическую станцию в будущем (в прошлом году администрация Дональда Трампа предложила прекратить прямое финансирование американского сегмента МКС после 2024-го). За это время партнеры из частного сектора провели изыскания и предложили различные варианты. NASA выбрало 12 интересных.

Вот, что говорят в агентстве о поступивших предложениях: "Исследования определили коммерческие направления, которые могут стать прибыльными: исследования и разработки, похожие на те, что проводятся сегодня в американском сегменте МКС; производство уникальных материалов и продуктов в космосе; производство видеоконтента развлекательного характера; спонсорство и маркетинг; предоставление помещений для космического туризма; сборка крупных структур и спутников в космосе; а также транспортировка людей и грузов на или с низкой околоземной орбиты".

Но это лишь общее описание 12 исследований. Кто подал NASA идеи по коммерциализации НОО, и в чем они заключаются? Обо всем по порядку.

Орбитальная экономика от А до Я

Компания Axiom Space, заявляющая о себе, как о производителе космических станций, предлагает (тут никаких сюрпризов) построить космическую станцию, которая могла бы выполнять все функции нынешней МКС, но не только во имя науки, а еще и за деньги. Похожий сценарий предлагает и Blue Origin. Однако компания Джеффа Безоса, в отличие от Axiom, не планирует использовать нынешнюю космическую станцию для помощи в строительстве новой.

Fullscreen

Blue Origin надеется не только доставить человека на Луну, но и поселить на низкой околоземной орбите

Boeing видит будущее в эволюции нынешней МКС. Компания полагает, что станция должна развиваться и дальше, взрастить новые индустрии (то есть производство в космосе) и подстегнуть спрос на космические услуги среди представителей частного сектора. Это виденье по большей части разделяет и другой американский авиастроительный гигант, Lockheed Martin.

В отличие от остальных, консалтинговая компания Deloitte Consulting не стала думать о строительстве или эволюции станций. Ее специалисты решили сперва определить несколько бизнес-направлений, которым может найтись место на низкой околоземной орбите. Они считают, что помимо исследований в сфере медико-биологических наук, там можно развивать туризм, производство, а также использовать НОО для рекламы и развлечений. По их оценкам, к середине 2020-х спрос только на исследования может достичь 1,4 миллиарда долларов.

Инженерно-строительная компания KBRwyle сосредоточилась на другом аспекте: как в принципе осуществить переход к коммерческой деятельности на орбите. Ее специалисты предполагают, что NASA спокойно может прекратить вкладывать средства в МКС к 2025-му, а ее поддержанием займутся частники. Но не по доброте душевной. Параллельно они будут сооружать собственную станцию, а МКС выступит чем-то вроде промежуточного звена. В том же направлении предлагает работать и Northrop Grumman. Более того, компания готова предложить для этого собственные разработки (например, космический корабль Cygnus).

Как видно, многие компании видят НОО в качестве места для исследований и производства. Но эксперты McKinsey & Co предлагают сделать ставку на туризм. Причем, по их оценкам, к 2025-му году удовлетворять спрос в данной сфере сможет одно единственное орбитальное жилище на 6 персон (примерно сопоставимо с вместительностью одного модуля МКС).

А вот специалисты NanoRacks решили не ограничиваться одним обиталищем. Они считают, что на орбите найдется места для множества отдельных модулей (и не только обитаемых), предназначенных для коммерческой деятельности (того же туризма или производства). Причем в NanoRacks полагают, что для создания министанций можно использовать отработанные верхние ступени ракет. Весьма экономичный подход.

Sierra Nevada Corporation хочет оказывать транспортные услуги, а также создать на низкой околоземной орбите еще одну станцию, которая бы служила перевалочным пунктом на пути Земля-Луна.

Специалисты из Space Adventures предлагают переквалифицировать существующую МКС в коммерческий объект, где бы проводились исследования по заказу частных и государственных клиентов, а также могли бы гостить астронавты-частники. Наконец, проект компании Maxar предполагает сборку спутников прямо на орбите Земли.

Что будет с этими проектами дальше? Теперь компании вернутся к работе, чтобы продумать свои планы более детально и представить их в обновленном виде.

Не до НОО

То, что NASA так подстегивает интерес бизнеса к низкой околоземной орбите неудивительно. В настоящее время перед агентством стоят другие задачи – не так давно Белый дом обязал его высадить человека на Луну в 2024-м году. Теперь NASA в срочном порядке перераспределяет возможные будущие траты и ищет дополнительные средства на реализацию этой цели.

Но, похоже, что выпускать МКС и низкую околоземную орбиту из виду агентство также не намерено. "Конечная цель агентства на НОО заключается в том, чтобы объединиться с промышленностью и создать надежную экосистему, в которой NASA будет одним из многих клиентов, покупающих услуги по значительно меньшей цене, чем сегодня", – отмечается на сайте NASA. А еще в сообщении говорится об МКС, как об уникальной лаборатории, которая нуждается в создании новых возможностей, выходящих за пределы исследований и разработок.

Что ж, похоже, что американские частные компании готовы поддержать создание и этих возможностей, и "надежной экосистемы".