Мечта в иллюминаторе. Что нужно знать о новом космическом корабле Илона Маска

Фото: Loren Elliott/Getty Images
Фото: Loren Elliott/Getty Images

Илон Маск давно мечтает отправить человека на Марс, и теперь у него появился Starship – прототип космического корабля, который поможет осуществить эту мечту. Как менялась концепция межпланетного аппарата SpaceX, за что NASA обиделось на Маска, и как он собирается зарабатывать на новинке, рассказывает Фокус

Related video

Текущий год оказался насыщенным для Илона Маска. Сперва предприниматель запустил первые интернет-спутники будущей сети Starlink, затем продемонстрировал новый проект Neuralink, призванный объединить человеческий мозг с компьютером, но главный козырь он придержал. Точнее, придерживал до настоящего времени. На космодроме компании SpaceX в Бока-Чика, Техас, состоялась презентация Starship – прототипа космического корабля, который должен будет доставить человечество на Марс.

Ступени эволюции

Маск никогда не скрывал, что основная миссия SpaceX с момента ее основания в 2002-м году заключалась в том, чтобы сделать человечество межпланетным видом. Так что и идея космического корабля, способного доставить нас к другим мирам возникла не вчера. Более того, до презентации Starship она уже успела претерпеть рад преображений.

Первую концепцию межпланетного аппарата Маск презентовал в 2016-м году на встрече Международной астронавтической федерации в Мексике. Тогда его детище носило имя Interplanetary Transport System. В рамках данного проекта предполагалось построить корабль многоразового использования, оснащенный 9 двигателями Raptor, и ракету-ускоритель с 42 двигателями. Для сравнения, сверхтяжелая ракета Falcon Heavy может похвастаться 27 двигателями Merlin.

Fullscreen

Так SpaceX представляла Interplanetary Transport System

Годом позже концепция изменилась. Ей было присвоено новое имя Big Falcon Rocket, да и предполагаемые характеристики стали другими. Количество двигателей корабля было сокращено до 6, а ускорителя – до 31. Высота системы снизилась до 106 метров.

Этот проект также просуществовал год. В 2018-м космический корабль Маска получил свое нынешнее имя Starship, количество двигателей ускорителя (теперь он называется Super Heavy) выросло до 37, а высота всей системы – до 118 метров.

Fullscreen

Вот так Starship может прижиться на Луне

Примерно в таком виде концепция межпланетного аппарата SpaceX существует и сегодня. Правда, по словам главы компании, в дальнейшем количество двигателей ускорителя может варьироваться от миссии к миссии, но вряд ли их будет меньше 24 и точно не больше 37. В любом случае появления Super Heavy, еще придется подождать, а пока SpaceX будет доводить до ума космический корабль.

Важно
Интернет от Маска. SpaceX запустила первые 60 спутников Starlink
Интернет от Маска. SpaceX запустила первые 60 спутников Starlink

Полгода безумия

Прототип Starship, представленный в Техасе, является лишь первой версией. Он выполнен из нержавеющей стали, насчитывает 50 метров в высоту и оснащается тремя двигателями Raptor. Вес корабля составляет порядка 200 тонн, но в дальнейшем компания рассчитывает уменьшить этот показатель почти вдвое.

Основной задачей прототипа является отработка взлета на большую высоту и благополучное приземление. По расчетам Маска, этот тест должен состояться уже через 1-2 месяца. В ходе испытания он поднимется в небо примерно 20 километров, после чего вновь вернется на землю.

Вторая версия Starship долго ждать себя не заставит – компания уже работает над ней на своем объекте во Флориде. Чуть позже техасский коллектив SpaceX примется за сооружение третьей версии Starship, и возможно, что именно ей предстоит совершить первый полет в комплекте с ускорителем Super Heavy. Маск остался верен себе и установил весьма оптимистичные сроки для этого события – примерно на начало следующего года.

"Это звучит чистым безумием, но, думаю, мы постараемся достичь орбиты менее, чем за 6 месяцев, – сказал Маск. – Если совершенствование конструкции и производства продолжится экспоненциальными темпами, то, вероятно, я не ошибусь, назвав срок в несколько месяцев".

Он также отметил, что видит потенциал для того, чтобы уже в следующем году на борт Starship поднялись люди.

Что касается конечной цели – отправки корабля на Марс – то Маск не стал говорить, когда планируется достичь ее. Впрочем, как передает The New York Times, после презентации он беседовал с парой репортеров и отметил, что SpaceX все еще может вписаться в те сроки, которые озвучивались несколько лет назад. Ранее глава SpaceX рассчитывал отправить на Красную планету первый груз в 2022-м, а следом, через пару лет, доставить туда и первых людей.

А как же NASA?

Впрочем, за Илоном Маском водится привычка ставить чересчур оптимистичные сроки для реализации амбициозных проектов, а затем сдвигать их. В этот раз об этой особенности главе SpaceX напомнил один из крупнейших и важнейших клиентов компании – американское агентство NASA. "Я с нетерпением жду завтрашнего анонса SpaceX, – написал в Twitter незадолго до презентации глава NASA Джим Брайденстайн. – А тем временем Commercial Crew на годы отстает от графика. Я ожидаю такого же уровня энтузиазма по отношению к инвестициям американских налогоплательщиков. Настало время выполнять обещания".

Commercial Crew – программа американского агентства, в рамках которой задачу по доставке астронавтов на МКС планируется переложить на плечи частников. SpaceX – одна из компаний, которая должна заняться этим, но пока этого не произошло.

Важно
Игры с разумом. Как и зачем Илон Маск собрался лезть в головы людям
Игры с разумом. Как и зачем Илон Маск собрался лезть в головы людям

В марте текущего года ее пассажирский корабль Crew Dragon был отправлен на станцию без людей на борту. Предполагалось, что первые пассажиры взойдут на него уже в июле, но после аварии, которая произошла в ходе испытаний аппарата в апреле, эти планы были отложены до лучших времен. Пока эти времена не настали.

На сообщение Брайденстайна, Маск ответил, что большинство сотрудников SpaceX работают как раз над ныне существующими аппаратами, в том числе над Crew Dragon, а позднее добавил, что сегодня основной причиной проволочек являются бесконечные проверки NASA.

Деньги вперед

Когда Маск начнет вписываться в озвученные сроки – не единственный вопрос, который сопровождал презентацию Starship. Не менее любопытно, как именно SpaceX собирается зарабатывать на нем.

Fullscreen

Starship позирует вместе с Falcon 1 – первой ракетой-носителем SpaceX, которая успешно дебютировала 11 лет назад – Loren Elliott/Getty Images

Сам глава SpaceX полагает, что в настоящее время на рынке нет места, которое корабль мог бы заполнить, но пока это и "не особо важно". В будущем Starship может служить для доставки упомянутых интернет-спутников Starlink – проекта, на прибыльность которого рассчитывает Маск. Пока SpaceX отправила на орбиту несколько десятков таких аппаратов. Один корабль сможет брать на борт до 400 спутников, а вся глобальная система по раздаче интернета из космоса должна состоять из тысяч спутников.

Кроме того, Starship можно будет использовать и для путешествий из одной точки Земли в другую. Например, полет из Нью-Йорка в Токио на таком корабле может занять порядка получаса, и подобная экономия времени, наверняка, отразится на стоимости билета.

"По сути, это межконтинентальная баллистическая ракета, которая может садиться", – говорит Маск.

Кстати, о перспективности данного направления еще в начале года говорили аналитики швейцарского банка UBS. По их оценкам, уже в следующем 10-летии рынок космических перелетов может достичь объема в 20 миллиардов долларов.

Важно
Ракету мне, ракету. Почему полет космического корабля SpaceX Crew Dragon так важен
Ракету мне, ракету. Почему полет космического корабля SpaceX Crew Dragon так важен

Впрочем, основной целью Starship – все же остается полет на Марс. И пускай, в Техасе был показан только прототип, сегодня Илон Маск и SpaceX стали чуть-чуть ближе к ее достижению.