Тоник, Казик и пингвины. Как живет Киевский зоопарк, двенадцать лет назад находившийся на грани исчезновения

Фото: Getty Images, Кирилл Авдеев
Фото: Getty Images, Кирилл Авдеев

Более пяти тысяч киевлян и гостей столицы собрались 8 августа в одном месте, чтобы поздравить с днем рождения необычного именинника. Единственной в Украине равнинной горилле Тони, живущей в столичном зоопарке, исполнилось 45. По человеческим меркам возраст более чем почтенный — примерно 80 лет. Тоник, как зовут его в зоопарке, — это не просто единственный представитель самой крупной человекообразной обезьяны в Украине и любимец нескольких поколений посетителей Киевского зоопарка. Он живой символ-напоминание о том, каким был зоопарк, и одновременно символ-указатель на то, каким он должен стать в будущем

Related video

Аушвиц для зверей

В 2012-м мир облетела фотография Тоника, лежащего на полу темного карцера за тремя слоями решетки. Тогда иностранные журналисты, приезжавшие оценить подготовку Украины к чемпионату Европы по футболу, назвали Киевский зоопарк "Аушвицем XXI века". Многих европейцев это подвигло к решению бойкотировать главный футбольный праздник континента, поскольку те, кто живет в цивилизованном мире, на праздники в концлагеря не ездят.

А пятью годами ранее, в 2007-м, когда Украина получила право на проведение ЧЕ-2012 с финалом в Киеве, Киевский зоопарк исключили из EAZA — Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов. Это самая крупная зоологическая организация Европы, объединяющая 340 зоопарков и аквариумов в 41 стране. Исключение сопровождалось приговором: "За жестокое обращение с животными, плохие условия их содержания и неквалифицированное руководство".

Представители EAZA даже рекомендовали закрыть зоопарк с более чем столетней историей, чтобы прекратить мучения животных.

В то время казалось, что все к тому идет. Особенно если учесть, что тогдашнее киевское руководство Киева во главе с Леонидом Черновецким пристально присматривалось к аппетитным с точки зрения застройщиков 34 га в центре города. Но, видимо, у Киевского зоопарка оказался очень сильный ангел-хранитель, который вместе с киевлянами, ставшими на защиту любимого места отдыха, помешал этим планам.

К 2013-му зоопарк, пережив потерю наиболее ярких обитателей, превратился в экспозицию полупустых клеток с одинокими престарелыми животными. Но после Революции достоинства начались перемены.

В 2014 году Тони покинул сырой, темный, тесный карцер, перебравшись в "пятизвездочные" апартаменты. Это произошло после того, как тогдашняя гражданская жена Владимира Кличко Хайден Панеттьери увидела, в каких условиях живет горилла, и выделила деньги для реконструкции приматника. По словам генерального директора Киевского зоопарка Кирилла Трантина, Тоник провел в карцере около 20 лет — срок, который дают за тяжкие преступления, хотя ни одного преступления не совершал.

Увидеть солнце и траву

Fullscreen

Фокус пообщался с Трантиным и расспросил его о том, что изменилось в подведомственном ему хозяйстве за последние пять лет.

— Когда я стал директором, решение проблемы Тоника было приоритетным. Очень помогли деньги от Хайден. Мы быстро провели реконструкцию его обиталища, процентов на сорок увеличив площадь, убрав решетки, установив вместо них бронированное стекло. Кроме того, сделали ему пол с подогревом и оборудовали летний вольер, благодаря которому Тоник впервые за 20 лет получил возможность увидеть солнце и траву.

Теперь у него есть и гамак, и баскетбольное кольцо, и "термитник", откуда он палочкой добывает мед. Эту идею позаимствовали в Англии. Есть у него даже телевизор со специальными программами, которые он с удовольствием смотрит.

Но это была временная мера, поскольку мы понимали, что приматник, построенный по советским лекалам, не отвечал ни одному современному требованию: в нем вообще нельзя было содержать обезьян. Тем более человекообразных.

Сегодня старый приматник снесен, на его месте строится то, что вы называете дворцом для обезьян. Это значит, что у Тони скоро появятся соседи?

— Да, но для этого нам нужно вернуться в EAZA. Со старым приматником туда нам путь заказан. Чтобы претендовать на это, необходима полная реконструкция зоопарка на основе европейских проектов. Например, одной из вишенок на торте станет вольер, где будут "летать" гиббоны.

Не Тоником единым

В столичном зоопарке помимо Тоника есть еще один уникальный обитатель. Это казуар, что в переводе с индонезийского означает "рогатая голова". Собратья этой самой крупной нелетающей птицы живут в Австралии и Новой Гвинее. Биография киевского казуара по кличке Казик тянет на мини-сериал, поскольку речь идет о живом свидетеле целой эпохи.

Его точного возраста не знает никто. Но с учетом того, что в Киев животное прибыло еще в 1950-х годах из Ленинградского зоопарка, а туда его в качестве трофея Второй мировой вой­ны доставили из Берлинского зоопарка, получается, что Казик давно побил все рекорды долгожительства среди собратьев. Ему по меньшей мере 77 лет. Но главное даже не это. А то, что, живя в Берлинском зоопарке, он вполне мог встречаться с руководством Третьего рейха. А потом теоретически мог видеть руководителей СССР и УССР — от Сталина с Хрущевым до Горбачева с Щербицким. Сегодня же этот уникальный свидетель истории, не подозревая о своей значимости, расхаживает по новому вольеру в компании четырех павлинов, выискивая, чего бы клюнуть.

Тоник с Казиком — любимцы и символы зоопарка. Но они также напоминание о том, что еще пять лет назад Киевский зоопарк был близок тому, чтобы превратиться в дом престарелых для таких вот животных-одиночек.

— Тогдашнее его состояние было закономерным результатом исключения зоопарка из EAZA. Потому что с того момента он утратил возможность легально пополнять коллекцию, что было тупиком в развитии.

Fullscreen

Трофей Второй мировой. Казуар Казик давно побил все рекорды долгожительства

То есть зоопарк превратился в зверинец в старом, самом худшем понимании этого слова?

— Да. К тому же с уничтоженным научным отделом. Поэтому нам не только не давали животных, но и не включали в международные программы.

Но сейчас мы восстановили работу научного отдела, запустили ряд образовательных программ.

Какие исследования проводит ваш научный отдел?

— Самый интересный, на мой взгляд, проект — это программа по изучению лошади Пржевальского, единственная полностью дикая популяция которой живет в Чернобыльской зоне.

В Зону отчуждения этих животных, занесенных в Международную Красную книгу со статусом "на грани исчезновения", завезли в 1998 году из заповедника "Аскания-Нова". Они там хорошо прижились и увеличили свою численность с 20 до 100 особей. Наши сотрудники вместе с учеными Чернобыльского радиоэкологического заповедника уже несколько лет изучают питание лошадей, рождаемость, причины смерти, а также то, как они приспосабливаются к покинутым человеком территориям. Научный интерес к ним подогревается еще и тем, что в зоне ЧАЭС лошади Пржевальского, в отличие от привычных для себя степей, живут в лесу.

Кроме того, мы участвуем в большой международной программе по разведению и реинтродукции (возвращению в природу. — Фокус) черного аиста, занесенного в Красную книгу Украины. Наши орнитологи тесно сотрудничают с Галицким национальным парком, на территорию которого выпущены птенцы, появившиеся на свет в зоопарке. Об успешности этой международной программы говорит то, что самка одного из наших аистов загнездилась в Греции.

Заманчивые перспективы и осторожные прогнозы

То, что черные аисты украинского происхождения летают теперь по всему миру, свидетельство очевидного прогресса, рассказывает Фокусу Марк Дамен, член аудиторской команды EAZA, курирующий Киевский зоопарк. Его инспекционный визит в Киев в текущем году совпал с празднованием 45-летия гориллы Тоника.

Fullscreen

Краснокнижные кони. Киевский зоопарк изучает лошадей Пржевальского не только в неволе, но и в дикой природе

Отвечая на вопрос, как скоро Киевский зоопарк сможет получить сертификат о возвращении в EAZA, Марк Дамен сообщил Фокусу, что с учетом нынешней динамики развития и понимания руководством поставленных задач это может произойти в 2021-м. Раньше речь шла о 2022–2023 годах.

Пока здесь не могут себе позволить вольер за €50 млн, как в богатой Европе. Но, как убеждает Кирилл Трантин, упорно работают на перспективу.

— Как говорят, не можешь хорошо содержать слонов, содержи хорошо мышей. Если сегодня мы на­учимся хорошо содержать и разводить "мышей", то завтра, когда условия изменятся, мы сможем спокойно перейти к слонам, — говорит он.

Рассчитываете ли вы на помощь новой власти?

— Ей просто некуда будет от этого деться. Украина стремится в ЕС? Прекрасно! Но экологические маркеры в ЕС в числе приоритетных. И присутствие главного зоопарка страны в крупнейшей европейской ассоциации — как раз один из таких маркеров. Очень скоро, к примеру, наши специалисты из отдела хищников поедут в Швецию на тренинг по содержанию росомах.

В Киевском зоопарке есть росомахи?

— Сейчас нет. Но к декабрю будут. К осени закончим строительство вольера. С куратором всех росомах Европы мы познакомились в Англии. Смогли убедить его, что можем включиться в программу по разведению этих животных. Нам нужно как можно скорее стать полноправным членом ЕАZА. Потому что статус кандидата накладывает определенные ограничения при пополнении коллекции. А для полноправного члена ЕАZА все доступно — бери что хочешь. Естественно, при соблюдении всех жестких норм содержания.